RU74
Погода

Сейчас+15°C

Сейчас в Челябинске

Погода+15°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

0 м/c,

750мм 41%
Подробнее
6 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Культура Единственный в своем роде

Единственный в своем роде

40 лет назад гениальный челябинский музыкант Валерий Михальченко создал Камерный хор, о котором вскоре заговорил весь Советский Союз. Несколько лет с момента образования хор Валерия Михальченко формально считался любительским, но известные музыканты страны сразу признали его профессиональным во всех отношениях. 3 апреля в Челябинской филармонии состоится юбилейный концерт этого коллектива, который по признанию критиков был и остается единственным в своем роде на Южном Урале.

Хор солистов

Восхождение Камерного хора к вершинам признания было стремительным. Свидетельством тому служат даже сухие даты и цифры. Хор был создан в январе 1974 года при ДК железнодорожников, а в марте этого же года коллектив получил приглашение перейти на базу Челябинского хорового общества. В 1978 году Камерный хор стал лауреатом конкурса любительских хоров Урала и Сибири в Томске, а в 1982 году – лауреатом всероссийского смотра хоровых коллективов...

Наталья Жаровская

«Валерий Васильевич в то время заведовал дирижерско-хоровым отделением Челябинского музыкального училища, – вспоминает артистка Камерного хора Наталья Жаровская. – Конечно же, он приглашал в хор своих учеников. Я пришла в коллектив в первый же год, как поступила в училище. Хор тогда не был профессиональным. (Улыбается). Но любителями нас можно было назвать разве лишь за то, что все мы страстно любили петь и готовы были репетировать все свое свободное время. Но под воздействием, не боюсь этого слова, гениального музыканта и хормейстера Валерия Михальченко можно было быть только профессионалами».

Что и подтвердило жюри конкурса в Томске, в которое входили такие мэтры хорового искусства как Имантс Кокарс (Рига).

1 из 3

«Конкурс проходил в здании старинной церкви с великолепной акустикой, мы исполняли «Пламя» Кокарса, которое он написал для женского хора, – продолжает Наталья Жаровская. – А Валерий Васильевич сделал переложение для смешанного хора, он был мастер обработок. И когда мы спели, автор за ноты схватился: «Неужели это я написал»?! Он был в восторге. Хор стал лауреатом конкурса, а Михальченко получил приз самого талантливого дирижера».

В 2001 году Челябинский камерный хор, к тому времени уже в статусе профессионального, стал единственным российским хоровым коллективом, приглашенным на VII международный фестиваль камерных хоров Riga Dimoll, посвященный 800-летию Риги. На торжества приехали лучшие хоровые коллективы со всего мира.

Юрий Куйва

«В Домском соборе мы пели «Великое славословие» Струмского, – рассказал об этом событии один из ветеранов хора Юрий Куйва. – И видели, как зрители плакали. Гордость распирала сердце за нашу музыку и за наш коллектив».

Имантс Кокарс несколько раз приглашал Камерный хор в Прибалтику, уральский коллектив там всегда встречали с особой теплотой.

«Кокарс не скрывал своего восторженного отношения к таланту Валерия Васильевича, – вспоминает Наталья Жаровская. – Мы пели там и классику, и русскую духовную музыку, и произведения современных композиторов. Валерий Васильевич был мастером вокала, и Кокарс всегда говорил, что ему удалось воспитать уникальный хор солистов. Нас с большим гостеприимством встречали в Прибалтике, и всегда было столько предложений приехать на гастроли»!

1 из 2

Сам Валерий Васильевич признавал, что Камерный хор поет на все 24 голоса. «Любая новая программа – это адский труд всего коллектива, не видимый слушателям, – говорил он автору книги «Дом по имени «Камерный хор»» Татьяне Синецкой. – Наверное, мало кто догадывается, что поем мы на 24 голоса, хотя, как известно, хор состоит из четырех основных певческих партий... В сущности, я слышу и вижу камерный хор как ансамбль солистов».

Как же надо было работать на репетициях, чтобы обрести такое звучание?!

«Он был очень требовательным, когда речь шла о работе, о деле, – подчеркивает Наталья Жаровская. – Наверное, так и надо, иначе ничего не добьешься. Пришел на репетицию, все должен оставить за стенами класса, обо всем забыть, только музыка! Таким было его требование. И мы забывали, музыка забирала нас полностью. Даже в самый тяжелый период, в 90-ые годы, когда артисты хора получали мизерную зарплату и на гастролях по области питались хлебом и чаем, все равно все работали с удовольствием. В нашем коллективе и сейчас поют люди, фанатично преданные музыке. А те, кто ушел из хора по каким-то личным обстоятельствам, до сих пор с ностальгией говорят, что годы работы в Камерном хоре были самыми счастливыми в их жизни».

А Юрий Куйва добавляет: «Мы иногда говорили о репетиции: альтовый день или теноровый день, потому что Валерий Васильевич мог полчаса работать над несколькими тактами, то есть с тенорами или альтами, с басами или сопрано, пока не добивался нужного звучания. Вот почему и сегодня, когда его уже нет с нами, мы помним все его требования в том или ином произведении. Открываешь ноты и сразу в памяти возникают его слова, его объяснения».

Духовное не нуждается в словах

За 40 лет были созданы десятки блестящих концертных программ классической зарубежной и русской музыки, духовной музыки и лучших произведений современных композиторов. Автор книги о Камерном хоре приводит такие данные – только с сентября 1993 года по февраль 1994-го было исполнено 10 программ, в которых отражен весь спектр хоровой (и не только) музыки.

«Были такие сложные программы, с которыми мы работали по году и больше, но эти произведения стоили того, – говорит Юрий Куйва. – И все ощущали, как количество переходит в качество. Валерий Васильевич не боялся брать сложные произведения, потому что он умел все объяснить, всему научить. Часто оперные солисты, которые с нами сотрудничали, восхищались тем, как Михальченко в двух словах мог объяснить какой-то фрагмент в музыке, и все становилось понятным. Они говорили: «Мы никогда с такими людьми не встречались ранее и вряд ли встретимся в будущем». Он, действительно, мог так объяснить и показать, что все нам казалось легким».

Выбор репертуара Валерий Михальченко всегда оставлял за собой.

Оксана Михальченко

«Он брал в работу только те произведения, которые ему очень нравились, – вспоминает артистка хора и жена маэстро Оксана Михальченко. – С предложениями к нему часто обращались многие современные композиторы, но он брал далеко не все. Сначала работал с партитурой дома, садился за инструмент, играл, вслух никогда не пел, все происходило внутри... Любовь к произведению вспыхивала в нем мгновенно, ему достаточно было лишь взглянуть на партитуру. Так он открыл «Литургию Святого Иоанна Златоуста» Константина Варгина, найдя в библиотеке Свято-Троицкого храма эти ноты. И сразу загорелся. Премьера состоялась в феврале 2006 года. Он особенно тщательно работал с хором над этим произведением и запись альбома тоже была многотрудной. Но как все красиво получилось».

1 из 2

Духовная музыка занимает особое место в репертуаре и истории Камерного хора.

«Мы обратились к этому величайшему пласту еще в советские времена, когда духовная музыка была под запретом, – вспоминает Наталья Жаровская. – И потому мы «Тебе поем» Рахманинова исполняли без слов. Это же молитва утренняя. А потом, когда церковь перестала быть запретной, добавили слова. Валерий Васильевич очень любил духовную музыку, особенно Чеснокова. Кстати, первый диск, который мы записали, называется «Хоровые проповеди»».

Как рассказали артисты, с особой любовью принимали духовную музыку в исполнении Камерного хора на гастролях в Италии и Париже. Многие слушатели во время пения утирали слезы, зал долго не отпускал артистов хора со сцены.

«Валерий Васильевич очень мечтал о поездке в Париж, – говорит Оксана Михальченко. – И огромное спасибо композитору Юлию Гальперину, который пригласил Камерный хор на гастроли в Париж. С какой любовью снимал Валерий Васильевич улочки Парижа. Когда у него появилась камера, он увлекся созданием таких фильмов – снимал, монтировал, подбирал музыку. И получались замечательные работы, которые интересно смотреть. А в Париже он заснял два очень интересных момента: как хор встречают слушатели – сдержанно; и как провожают нас после концерта – овации, крики «браво»! Так было всюду: и за границей, и в Москве, и в маленьких городах и селах Челябинской области».

Кстати, композитор Юлий Гальперин, которого Валерий Михальченко называл своим лучшим другом, дал согласие приехать на юбилейный концерт 3 апреля.

Ольга Селезнева

«В числе участников программы также руководитель Пермского камерного хора Владислав Новик, композитор Валерий Калистратов, с которым долгие годы дружил Михальченко, – рассказала нынешний руководитель Камерного хора Ольга Селезнева. – Все они будут принимать участие в нашем концерте – дирижировать теми произведениями, которые сами предложили, и, конечно же, вспоминать самые яркие мгновения из истории Камерного хора».

Владислав Новик предложил спеть известное произведение Юлия Гальперина «На всякий случай», которое композитор посвятил Валерию Михальченко.

«Мы его не пели никогда, его исполняет пермский хор под управлением Владислава Новика, – говорит Ольга Селезнева. – Но вот теперь споем. А Валерий Калистратов продирижирует своими произведениями. В юбилейной программе, конечно же, прозвучит одно из любимых произведений нашего хора – «Бабьи пески» Юлия Гальперина, которое мы возили на гастроли во Францию. Вообще, будет много современной музыки. В том числе, произведения челябинских композиторов: Анатолия Кривошея, молодого композитора Полины Сергиенко, очень оригинальное произведение Татьяны Шкербиной «Мыши водят хоровод». Сюрпризов будет много».

Остается добавить: вести концерт будет музыковед Лидия Заркина. Начало в 18:30.

Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА и из архива ЧГКО
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления