Культура Из Средневековья – в аэропорты

Из Средневековья – в аэропорты

Два концерта, которые потрясли челябинскую публику в эти дни, – выступление ансамбля ранней европейской музыки Flos Florum (Екатеринбург) и ансамбля современной музыки Bang on a Can All-Stars (США) в залах...

Два концерта, которые потрясли челябинскую публику в эти дни, – выступление ансамбля ранней европейской музыки Flos Florum (Екатеринбург) и ансамбля современной музыки Bang on a Can All-Stars (США) в залах Челябинской филармонии – заслуживают особого разговора.

Мало того, что они подтвердили истину в веках – противоположности тяготеют друг к другу, – но еще и опровергли некий скепсис: современную публику трудно удивить. Для начала публика собралась. Да в таком количестве, что в ход пошли приставные стулья. А на последней ноте, когда руки традиционно нащупывают бирки, а ноги несут в гардероб, публика вдруг двинула в обратном направлении – к сцене...

Цветок цветков

Flos Florum, что в переводе с латыни означает «Цветок цветков», – ансамбль молодой. В Челябинске был впервые. Но молва об аспирантах Уральской консерватории, ожививших для россиян музыку европейского Средневековья и Возрождения и создавших для этого собственными руками инструменты далеких столетий, бежит впереди гастролеров.

«Нет, нас это ничуть не удивляет, что мы еще час после концерта читаем лекцию о той музыкальной эпохе и инструментах, о которых даже не все музыканты имеют представление, – смеется создатель ансамбля и инструментов с такими причудливыми названиями, как ранняя виель, ренессансная лира да браччо, басовая виола да гамба, виуэла д’арко, ребек, пошетт, Александр Старков. – Интерес публики завоеван был сразу, потому что ансамбль стал по-настоящему свежей струей в этом огромном музыкальном потоке. Людям сейчас, вероятно, не хватает чего-то первозданного. И многие сразу на нас западают, потому что музыка реально свежая и современная, как ни странно».

Репертуар ансамбля составляют королевские эстампиды средневековой Франции, песни и танцы итальянского Треченто, скандинавский эпос, кантиги испанского короля Альфонса Мудрого, любовная лирика трубадуров из Прованса, английские церемониальные танцы, баллады и виреле эпохи Ars Nova, песни странствующих вагантов, музыка карнавальных шествий и древних литургических мистерий, королевских трапез и крестовых походов, рыцарских турниров и пышных коронационных процессий… Где все это, и где мы?!

«Когда-то и я так думал, – дирижирует своим рассказом Александр Старков. – Еще в музыкальном училище (тогда он был пианистом. – Прим. авт.), а потом в консерватории я изучил весь авангард в поисках сферы моих интересов... Пока не наступил момент тупика, кризиса... В этот самый момент я услышал древнеиндийскую музыку и понял, что вот она – музыка космоса! Но вовремя остановился. Европейцам лучше не трогать восточную музыку, это слишком тонкая для нас субстанция, мы можем только все испортить и получить в ответ насмешки восточных музыкантов. По крайней мере, восточные музыканты нас не признают никогда!»

Он был раздосадован, а досада порой деятельна. Так в Интернете Александром Старковым была обнаружена музыка Европы Средних веков: «Сегодня в Европе есть профессиональные музыканты, которые серьезно этим занимаются – воскрешают древнюю музыкальную культуру своих стран. Теперь черпаем из этого источника и мы, подпитываясь опытом исполнения этой музыки в Европе. Излагаем свое видение текстов. Музыка очень вариативна. По подходу она ближе всего к джазу. Есть стандарт, на его основе можно импровизировать, вкладывая всю свою фантазию. Можно сегодня эту музыку сыграть на одних инструментах, а завтра на других. Есть образ, и мы на репетициях ищем варианты, пробуем. Но и на концерте импровизации не исключены, мы начинаем импровизировать и выходим к какому-то другому образу. Я понял, что нашел то, что искал, что этому нужно посвятить и время, и силы... Потом удалось в это дело вовлечь ребят, которые сами были в процессе поиска».

Все музыканты – мультиинструменталисты плюс вокалисты. Надо сказать, впечатляющие. Помимо самого Александра, который поет, играет на средневековой волынке, раушпфайфе, шалмее, корнамузе, двойной флейте, мавританской гитаре и много еще на чем, в составе ансамбля Яна Анненкова (виела, ребек, лира да браччо, раушпфайф, корнамуз, пошетт, вокал); Юрий Волков (аль-уд, мавританская гитара, виуэла да мано, цитоль, скандинавская лира, дункар, гемсхорн); Антон Изгагин (ренессансная виола да гамба, раннесредневековая виель, барабаны, табор, турецкий рикк, тар, дарбукка, накры).

Инструменты – особая история. «Музыка была найдена, хотелось играть, но играть было не на чем, – улыбается Александр. – Простейшее, что можно было купить в магазине музыкальных инструментов, это блокфлейта. Несерьезно. Покупать на Западе? Но денег тоже не было, с трудом накопил на волынку и флейту. Нужны были смычковые и щипковые. И я их тоже нашел в Интернете. Решил сделать сам, первыми были англо-саксонские лиры, потом меня затянуло все это дело, и вот...» Кивает на свой инструментальный «музей», который плотным кольцом окружила публика и жадно ловит объяснения музыкантов. Потрясение? Еще бы!

«Консервная банка» для красного словца

Второе потрясение пришло из-за океана. Концерт ансамбля современной музыки Bang on a Can All-Stars (Нью-Йорк) на сцене концертного зала имени Прокофьева в рамках программы «Американские сезоны в России».

Ансамбль широко известен в мире, но в Челябинске тоже был впервые. Ничего экзотичного, кроме названия. В переводе на русский – «Стук по консервной банке». И никакой «банки», конечно, тоже не было и нет. В ее роли – современные инструменты экстра-класса. По словам музыкантов, название – эксцентрика, крючок для публики.

Но сегодня оно вполне соответствует мастерству шестерки из Bang on a Can All-Stars. Все они – виолончелист Эшли Bathgate, контрабасист Роберт Блэк, пианистка Вики-Чау, барабанщик Дэвид Косин, гитарист Марк Стюарт, кларнетист Эван Зипорин – несомненные звезды, All-Stars. Вне зависимости от возраста, а он различен. У всех блистательная музыкальная биография, высококлассное образование, записи с такими же звездами мирового уровня. И сыграть они могут абсолютно все (от классики до самого свежего авангарда), и на всем, даже на пресловутой консервной банке.

Но главное – и в этом они с молодыми коллегами из Екатеринбурга похожи, как братья-близнецы – одержимость музыкой! Только современной. И страстью к импровизации. Сегодня все современные композиторы у них в кармане, вернее, в портфолио. Все хотят прозвучать в исполнении Bang on a Can All-Stars.

Четверть века назад трое музыкально одаренных студентов Йельского университета – Джулия Вулф, Майкл Гордон и Дэвид Ланг – для собственного развлечения провели музыкальный фестиваль. Оттуда и пошло название Bang on a Can, которое они в плане самокритики дали фестивалю. Их объединяла, в полном смысле слова, любовь к музыке до бесконечности. Больше всего они любили устраивать 12-часовые музыкальные марафоны с привлечением всех, кто подвернется под руку. Сегодня эти трое составляют художественный совет коллектива и тоже пишут для него музыку.

С годами, как сообщают различные американские источники, фестиваль Bang on a Can превратился в многогранную музыкальную организацию. Группа внедряет новые идеи, исполняет, создает, представляет и записывает.

Имея особый слух на все новое, неизвестное и необычное, Bang on a Can стремится представить слушателям по всему миру захватывающую и прогрессивную музыку. Газета «Сан-Франциско кроникл» назвала группу Bang on a Can «главным популяризатором современной музыки в стране».

Кроме того, существует Летний музыкальный институт в Массачусетском музее современного искусства для молодых музыкантов из разных стран, где Bang on a Can All-Stars выступает в качестве мэтров.

«Нам нравятся все музыкальные направления, стили и жанры, нам интересно, как исполнители их трактуют, – говорил в Челябинске Эван Зипорин. – Нет ничего важнее выражения личности музыканта в том, что он исполняет».

Гастролируя и «фестиваля», эта группа вдохновляет новое поколение музыкантов и все поколения слушателей искать гармонию в современной музыке, им удается разрушить консерватизм и предвзятость, а заодно и барьеры между различными музыкальными направлениями. «Наш девиз: помогите новой музыке быть услышанной, и тогда мир станет лучше», – улыбается Эван.

Одной из лучших работ ансамбля, по признанию многочисленных критиков, стало концертное исполнение «Музыки для аэропортов» Брайана Ино: «Отец-основатель эмбиента Брайан Ино, выпустив эту пластинку в 1978 году, совершил реальный прорыв в музыке: звуки аэропорта, шумы, мелодии сливались в единое произведение, обладавшее непривычно огромным внутренним пространством и свободой. Музыку, которую раньше сам Ино мог представить только в качестве студийной, наши нью-йоркские герои сыграли вживую – и, по признанию Ино, это было неслыханно и великолепно».

Могу сказать, что «ногами проголосовали» во время этого концерта человек пять, не больше. И очень многие после концерта купили диски Bang on a Can All-Stars, встали, по американской традиции, в очередь за автографами, вспомнили весь свой английский и высказали восхищение, а самые упорные поиграли на инструментах группы.

И еще я подумала: авторитет филармонии растет прямо на наших глазах. Идти на поводу у публики всегда легче, но сегодня в двух концертных залах Челябинска все происходит с точностью до наоборот.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА и с сайта ансамбля Flos florum
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления