Спрос на нетбуки, который до сих пор демонстрировал по всему миру стремительный рост, начал понемногу стабилизироваться. По данным аналитической компании IDC, в первом квартале этого года было продано всего на треть больше устройств этого класса, чем за аналогичный период предыдущего года. Для сравнения, в 2009-м был зафиксирован рост этого показателя практически на порядок. По мнению аналитиков, это может говорить о насыщении рынка и о том, что покупатели снова заинтересовались более дорогими и производительными ноутбуками.
По подсчетам IDC, по сравнению с первым кварталом 2009 года рост объемов рынка составил 33,6 процента. В прошлом году с января по март в мире было продано 3,6 миллиона устройств – это на 827 процентов больше, чем за аналогичный период 2008-го. Произошедший тогда резкий скачок спроса эксперты объясняют низкой стоимостью нетбуков. Изначально производители позиционировали их как новый тип устройств, однако пользователи в итоге восприняли их как разновидность ноутбуков.
Кроме того, как считают в IDC, одной из причин снижения роста стало насыщение рынка. Большинство из тех, кто хотел приобрести нетбук, уже это сделали, а ничего принципиально нового в плане производительности за последний год не появилось. Правда, в скором будущем (скорее всего, уже в этом году) ожидается появление на рынке нетбуков на базе платформы нового поколения Nvidia Ion, технология которой позволяет в разы увеличивать графическую производительность устройств.
Напомним, что на прошлой неделе в СМИ появилась информация о том, что производители нетбуков не довольны продажами этих аппаратов и намерены сократить объемы их выпуска, перейдя к производству других типов, таких, как планшеты. В числе таких компаний называли Dell и HP. Однако Dell опровергла эту информацию и анонсировала скорый выход новых моделей компактных лэптопов.
На Западе, в частности в США, замедление роста рынка нетбуков связывают и с появлением планшета iPad. На американском рынке он стоит 500-700 долларов и претендует на звание серьезного конкурента нетбукам в сегменте устройств для работы с Интернетом. В России то же самое вряд ли произойдет, поскольку iPad появится у нас только к концу года и стоить будет значительно дороже, чем в США.
Участники рынка отмечают, что интерес к нетбукам будет оставаться высоким, просто вокруг них уже нет того ажиотажа, который поднялся сразу после их появления в продаже. «На рынке тогда появился новый тип устройств, и прошлогодний всплеск интереса к ним вполне понятен, – отмечает пресс-секретарь компании «М.Видео» Надежда Киселева. – К тому же сказалось влияние кризиса: люди старались вкладывать деньги в технику. Сейчас же говорить о том, что рост рынка замедляется, не совсем верно. 33 процента – это очень существенный показатель, и есть все основания полагать, что нетбуки и в дальнейшем будут пользоваться очень высоким спросом».
«Рынок нетбуков появился только в 2008 году, и в 2009-м происходил его естественный взрывной рост «с нуля», а затем – увеличение в 10 раз в течение года, – отмечает руководитель направления ноутбуков компании «Белый ветер цифровой» Андрей Терляков. – Сейчас ожидать такого роста было бы наивно. Однако при этом стоит заметить, что рост даже на 33% по европейским меркам считается огромным, и этот рынок продолжает бурно расти. В России ситуация аналогична, только картину немного искажает кризис, пик которого пришелся на первую половину 2009 года. Сейчас в условиях стабилизации ситуации показатели роста рынка выросли. Например, в нашей сети продажи нетбуков в первом квартале 2010 года выросли в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 года».
Ретейлеры также отмечают роль нетбуков в росте рынка телекоммуникационных услуг, в частности мобильного Интернета. «Растущий интерес к этим устройствам влечет за собой увеличение продаж модемов и мобильного доступа в Интернет, – говорит руководитель отдела по связям с общественностью Елена Ноготкова. – Активное продвижение нетбуков и сопутствующих товаров является для нас ключевой задачей, и мы планируем занять не менее 15% этого рынка в России».