В челябинском аэропорту развернется торговля и появятся заведения общепита. В январе будущего года ООО «Новапорт» (совладелец Челябинского авиапредприятия) начинает освоение коммерческой недвижимости ЧАПа. Первым шагом станет строительство торговой галереи, основными арендаторами в которой будут федеральные операторы. На втором этаже появится зона food-court, в которую войдут полноценный ресторан и небольшое кафе. Эксперты рынка коммерческой недвижимости полагают, что появление в аэропорту торговой галереи не приведет к существенным переменам в деятельности ЧАП. Более перспективным представляется им развитие на территории челябинского аэровокзала системы общественного питания.
ООО «Новапорт» входит в структуру холдинга AEON Corporation и специализируется на управлении стоимостью пакетов акций аэропортовых компаний, а также предприятий, работающих в смежных сферах бизнеса. «Новапорту» принадлежит 68% акций ОАО «Челябинское авиапредприятие», а также пакеты аэропортов «Толмачево» (Новосибирск) – 38%, «Алтай» (Барнаул) – 48%, «Новосибирск» – 100% и «Чита» – 100%.
Начиная со следующего года, «Новапорт» намерен инвестировать в строительство вблизи или на территории этих аэропортаов коммерческой недвижимости. Заниматься данным направлением будет дочерняя компания общества – «Эрвилль». Первым на пути освоения станет аэропорт Челябинска.
Напомним, что в челябинском аэропорту уже произошли некоторые преобразования. В текущем году была проведена реконструкция зон регистрации, механизированы все процессы обработки багажа, визуально-звуковая система оповещения заменена на жидкокристаллические мониторы. В ноябре в международной зоне аэропорта «Челябинск» открылся магазин беспошлинной торговли дьюти-фри. Пока ассортимент челябинского дьюти-фри ограничен практически двумя категориями товара – парфюмерной и алкогольной. Однако предполагается, что в ближайшем будущем там, возможно, появятся новые отделы беспошлинной торговли.
Этим планы московских совладельцев ЧАПа в отношении развития челябинского аэропорта не ограничиваются. «Мы хотим упорядочить ситуацию с арендаторами, – сообщает Chel.ru генеральный директор компании «Эрвилль» Евгений Лукьяненко. – Улучшать сервис челябинского аэропорта необходимо, во-первых, для повышения комфорта самих пассажиров, во-вторых, аэропорт должен развиваться, чтобы зарабатывать деньги».
С дирекцией челябинского аэропорта уже согласована концепция первого нововведения – торговой галереи на территории самого аэропорта. Ее строительство начнется в январе этого года. Площадь составит 175 квадратных метров. Запустить объект планируется до конца февраля 2009 года. Общий объем инвестиций в этот проект – 2,5 миллиона рублей.
Арендаторов торговой галереи в компании пока не называют. Г-н Лукьяненко отметил лишь, что процесс подписания договоров с операторами находится на завершающей стадии. Известно, что в галерее расположатся ювелирный салон, парфюмерный бутик, аптека, сувенирный салон, отдел с товарами «в дорогу», магазин прессы, продуктов питания, а также мультимедийных товаров. «Все они будут представлены известными компаниями федерального масштаба, – поясняет советник президента по связям с общественностью AEON Corporation Максим Шапиро. – Так, одной из них станет сеть магазинов парфюмерии и косметики «Л'Этуаль». Переговоры с этой компанией велись давно и закончились успешно. Это говорит о том, что федеральные операторы, несмотря на кризисную ситуацию и снижение объемов перевозок, проявляют интерес к челябинскому аэропорту».
Между тем планы по строительству гостиницы, о котором Chel.ru сообщал ранее, пришлось отложить. В «Эрвилле» объясняют это «непростой экономической ситуацией».
Следующим шагом в преобразовании аэровокзала станет строительство на втором этаже зоны food-court. В нее войдут ресторан и кафе. В первом будет представлена полноценная кухня, где каждый пассажир сможет пообедать. Второе заведение будет ориентировано на желающих «просто перекусить». Г-н Шапиро уверяет, что оба проекта окупятся очень быстро.
Эксперты на рынке коммерческой недвижимости считают, что для инвесторов аэропорты с большой проходимостью более привлекательны. «Торговая галерея подразумевает покупательский спрос, а челябинский аэропорт – не такой большой хаб, – объясняет директор УК «Плаза-ДевелопментСервис» Дмитрий Агапкин. – Пассажир здесь задерживается на один-два часа – для торговых операторов это неперспективно. К тому же 175 квадратных метров – площадь совсем небольшая, этого мало даже для одного магазина. С другой стороны, будет приятно, если они смогут разместить в одном месте все точки розничной торговли».
Директор компании «Чистые активы» Иван Кирич предполагает, что открытие небольшой бутиковой зоны проблем не вызовет. А большие торговые площади в челябинском аэропорту, по мнению г-на Кирича, есть смысл выделять только для обеспечения нужд поселка Аэропорт. «Что касается зоны food-court, она действительно необходима в аэропорте Челябинска, – добавляет он. – Так как эта сфера в ЧАПе совсем не развита, организация системы кафе и ресторана – перспективный шаг».
При этом г-н Кирич отметил, что федеральные компании сейчас отказываются от регионального развития, так как на данный момент это для операторов нецелесообразно.