Компания «Евросеть» начала продажи коробочных версий операционной системы Windows Vista и пакета программ Microsoft Office 2007. В настоящее время продукция софтверного гиганта доступна лишь в Москве, однако если проект окажется успешным, то компания намерена расширить географию продаж. Мнения коллег ретейлера по рынку разделились: одни находят этот шаг интересным и перспективным, другие считают, что салонам сотовой связи нет необходимости настолько отходить от изначального формата.
Сегодня приобрести продукцию компании Билла Гейтса можно в 30 салонах «Евросети» в Москве. Стоимость продуктов Windows Vista Home Basic и Windows Vista Home Premium составляет 3290 и 5190 рублей соответственно. Офисное приложение Microsoft Office Home & Student обойдется в 4590 рублей.
«Операционные системы от Microsoft установлены более чем на 90% компьютеров в мире, поэтому вполне естественно, что мы выбрали для продажи именно эту систему, – говорит PR-менеджер Уральского филиала компании «Евросеть» Евгения Деева. – Корпорация предпринимает последовательные шаги по популяризации своих продуктов в России и легализации рынка операционных систем, создавая предпосылки для расширения дистрибьюторский сети для продажи своих продуктов. Мы не ожидаем большой прибыли от этого проекта, но в случае успешного старта его география будет расширена».
Отметим, что «Евросеть» первой из сотовых ретейлеров стала расширять свою ассортиментную матрицу. В частности, сегодня кроме сотовых телефонов в салонах компании можно приобрести цифровые фотоаппараты, видеокамеры, DVD-проигрыватели, ноутбуки, авиабилеты и прочее. Кроме того, в начале августа на витринах «Евросети» появился электронный словарь ABBYY Lingvo 12.
«Правда пока доступна лишь его английская версия, хотя в дальнейшем, согласно партнерским договоренностям между компаниями ABBYY и «Евросеть», за ней могут последовать европейская и многоязычная, – добавляет г-жа Деева. – Сегодня словарь доступен более чем в тысячи магазинах по всей России, и в дальнейшем их число будет расширено».
Также напомним, что в середине мая крупнейший сотовый ретейлер России начал продажу туристических путевок (ссылка http://www.2074.ru/news/455.html). Правда этот проект был тестовым и в настоящее время завершен.
«По истечении трех летних месяцев пилотная стадия проекта по продаже турпутевок подошла к концу, о чем мы и уведомили наших партнеров. – подчеркивает Евгения Деева. – В ходе реализации проекта нам удалось отточить порядок взаимодействия с крупнейшими туроператорами России, разработать технологии продажи турпродукта в новых условиях непрофильных розничных сетей, обкатать методики обучения менеджеров по туризму. В настоящее время компания «Евросеть» изучает результаты этих трех месяцев, определяет параметры и форму работы по данному направлению. После подведения итогов будет принято решение о форме продолжения проекта».
Коллеги по рынку по-разному отреагировали на этот ход компании Евгения Чичваркина. PR-директор управляющей компании «Цифроград» Татьяна Москалева считает, что продажа программного обеспечения способна приносить доход ретейлеру. «И мы в настоящее время также изучаем данное направление», – добавляет она.
«Диверсификация ассортимента – одна из ведущих тенденций рынка сотового ретейла, – заявляет пресс-секретарь группы компаний «Диксис» Надежда Захарова. – Наша компания также работает над расширением товаров и услуг в магазинах сети. Например, на прошлой неделе мы приступили к приему платежей от абонентов «МТТ» на всей территории России, а в скором времени в магазинах «Dиксис» появится возможность оплаты услуг авиакомпании Sky Express. При этом мы развиваем сеть собственных платежных терминалов, через которые можно оплатить услуги целого спектра операторов и провайдеров, а также кредиты 12 ведущих российских банков. Однако расширяя ассортимент товаров и услуг, мы стараемся не отходить от формата магазинов цифровой техники и стремимся предоставить своим клиентам те продукты и услуги, которые станут для них интересны и будут востребованы».
В то же время директор салонов сотовой связи «Симфония» и «Цифроград – Урал» Николай Трусов уверен, что сеть салонов сотовой связи должна предоставлять услуги, так или иначе имеющие отношение к сотовой связи. «В противном случае салон превращается в лавку «где есть все», коих полно в бюджетных торговых комплексах или на китайском рынке, – говорит г-н Трусов. – Ведь, например, сеть ювелирных магазинов не берется за продажу лопат и молотков».
Независимый аналитик Юрий Григорьев считает, что продажа программного обеспечения не принесет сотовому ретейлеру желаемой прибыли. «Существуют законы маркетинга, через которые Евгений Чичваркин решил перепрыгнуть, – говорит г-н Григорьев. – Между тем, когда бизнес достиг пика своего развития, необходимо расширять ассортимент товаров и услуг в рамках своей специализации. И «Евросеть» делала шаги в этом направлении, примером чего служит установка в салонах автоматов по оплате услуг связи и контента. Хотя идею с продажей программного обеспечения я считаю более здравой, нежели реализацию турпутевок».
Однако в «Евросети» подчеркивают, что продажа непрофильных для салонов связи продуктов может быть востребована у покупателей. «Например, за первые три месяца сотрудничества с авиакомпанией Sky Express в салонах «Евросеть» было оплачено более 60 тысяч авиабилетов», – сообщает Евгения Деева.
Технический директор компании «Комтеко» Владимир Башкатов находит идею продажи программного обеспечения в салонах сотовой связи довольно интересной. Правда он считает, что ретейлер несколько неудачно выбрал программные продукты.
«Темпы продаж Windows Vista и Microsoft Office 2007 очень низкие, количество компьютеров с предустановленной версией Windows Vista Business составило всего 13% от общего количества проданных ведущими дистрибуторами Европы машин, – говорит он. – Поэтому, на мой взгляд, более успешным проектом стала бы реализация антивирусных программ, переводчиков или графических редакторов».