RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

736мм 67%
Подробнее
3 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Бизнес Страховка от негостеприимства

Страховка от негостеприимства

В преддверии сезона летних отпусков туристический бизнес оказался в щекотливой ситуации. Через два месяца туристические компании, самостоятельно разрабатывающие заграничные туры, обязаны обзавестись финансовым обеспечением...

" src=

В преддверии сезона летних отпусков туристический бизнес оказался в щекотливой ситуации. Через два месяца туристические компании, самостоятельно разрабатывающие заграничные туры, обязаны обзавестись финансовым обеспечением в размере пяти миллионов рублей или отказаться от операторских амбиций и заниматься агентскими продажами.

Новые требования, пришедшие на смену обязательному лицензированию турфирм, призваны обеспечить защиту прав клиентов в форс-мажорных ситуациях. Планируется, что новые правила игры вступят в силу уже с 1 июня 2007 года. Однако до сих пор не прояснены многие спорные моменты, в частности, как распределяется степень ответственности за исполнение обязательств перед клиентом между туроператором и туристическим агентством и что же, собственно, можно считать веским основанием для получения компенсации за испорченный отдых.

Финансовое обеспечение туроператоров, в качестве которого может выступать банковская гарантия или полис страхования гражданской ответственности турфирмы за неисполнение обязательств перед клиентами, призвано заменить лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, упраздненное с 1 января 2007 года. Размер финансового обеспечения должен составлять не менее 500 тысяч рублей для компаний, разрабатывающих маршруты внутри страны, и пяти миллионов рублей – для компаний, предлагающих заграничные туры. Через год, 1 июня 2008 года, размер финансового обеспечения для туроператоров, работающих в сфере международного туризма, будет увеличен до десяти миллионов рублей.

Сегодня в России насчитывается около 7000 компаний, получивших лицензию на туроператорскую деятельность. По экспертным оценкам, львиная доля турфирм, около 88%, занимается исключительно международным туризмом, 11% совмещают продажу заграничных туров и путевок на российские курорты и лишь 1% компаний специализируется на внутреннем туризме. Оборот крупных московских туристических компаний исчисляется миллиардами долларов, и определенный законом размер финансовых гарантий им вполне по силам, в отличие от региональных туристических компаний, масштабы бизнеса которых гораздо скромнее.

«Разумнее было бы применить дифференцированный подход и установить необходимый размер финансовых гарантий в зависимости от финансовых показателей компании», – считает генеральный директор туристической компании «Дан» Карина Бердичевская.

Новые правила туристического бизнеса заставят большую часть региональных турфирм отказаться от операторских амбиций и превратиться в «магазины путевок» крупнейших российских туристических компаний. По мнению директора челябинской туристической компании «Спутник» Людмилы Мосиной, это позитивно скажется на надежности исполнения туристическими компаниями своих обязательств перед клиентом, но может негативно отразиться на разнообразии маршрутов и стоимости туров.

«Крупные федеральные туроператоры, как правило, сосредоточены на продвижении наиболее популярных и востребованных маршрутов – Турция, Египет, Таиланд, – рассказывает Людмила Мосина. – Если прежде региональные туроператоры, располагающие собственными авиакассами, могли сформировать индивидуальный тур с учетом всех пожеланий клиента, то с принятием закона туристам придется довольствоваться стандартными предложениями».

«Полутора десяткам челябинских туристических компаний придется отказаться от местечковых операторских амбиций и «переквалифицироваться» в рядовых турагентов, – соглашается директор челябинской туристической компании «Роза мира» Станислав Похлебаев, не склонный, однако, излишне драматизировать ситуацию. – Но это отнюдь не означает начала конца челябинского туристического бизнеса: турагентство, заключившее договор с ведущими российскими туроператорами, вполне конкурентоспособно и востребовано, поскольку в одном офисе клиент получает возможность выбора лучших туров в разных направлениях и ценовых категориях».

В ближайшие месяцы всем туроператорам придется выбрать способ размещения финансового обеспечения. По единодушному утверждению представителей туристических фирм, пока страхование ответственности за неисполнение обязательств перед клиентами является более доступным способом получения финансового обеспечения, чем банковская гарантия возмещения убытков.

«Твердо рассчитывать на банковскую гарантию могут лишь крупные компании, которые состоят на рассчетно-кассовом обслуживании в каком-либо банке и в течение последних лет сумма, постоянно находившаяся на их счете, в три раза превышала требуемый размер финансового обеспечения, – говорит Станислав Похлебаев. – Всем остальным туристическим компаниям банки предлагают выбрать один из нескольких возможных вариантов: либо приобрести ценные бумаги банка на полную сумму финансового обеспечения, либо предоставить в залог недвижимое имущество, рыночная стоимость которого должна быть не меньше необходимого размера банковской гарантии. Естественно, эти условия неподъемны для большинства туристических компаний».

«Вряд ли многие региональные туроператоры могут позволить себе «заморозить» на банковском депозите пять, а в дальнейшем – и десять миллионов рублей, чтобы получить банковскую гарантию, – отмечает Карина Бердичевская. – Альтернативная схема, когда банк в обмен на гарантию получает долю в бизнесе компании, также приемлема не для всех турфирм».

Сейчас рабочая группа представителей десятка крупнейших российских страховых компаний завершает работу над окончательным вариантом проекта стандартных правил страхования гражданской ответственности компаний-туроператоров за ненадлежащее исполнение обязательств перед клиентами. Документ будет передан на рассмотрение в Федеральную службу страхового надзора, а после получения визы ведомства рекомендован в качестве типового договора страховой защиты. Эксперты уже определили размер стандартных страховых тарифов – базовая ставка для компаний, разрабатывающих туры за границу, составит от 2% до 4% и будет меняться в зависимости от стажа работы и деловой репутации компании.

В процедуре оформления финансовых гарантий, как и в формулировках нового закона, еще содержится много мест, которые требуют разъяснений и комментариев. Так, не определен точный перечень обстоятельств, попадающих под определение страхового случая. Согласно закону, туроператор или его клиент вправе потребовать изменения или расторжения договора «в связи с существенными изменениями обстоятельств». К ним, по мнению экспертов, можно отнести ухудшение условий проезда и проживания, изменение сроков путешествия, непредвиденный рост транспортных тарифов, а также невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам, к примеру, из-за болезни или отказа в выдачи визы.

Если в качестве финансового обеспечения компания выбрала страхование гражданской ответственности перед третьими лицами, ущерб клиентам будет выплачивать страховая компания, если же используется банковская гарантия, туроператору предоставляется выбор: самостоятельно выплатить возмещение или переложить эту обязанность на банк – правда в таком случае придется выплачивать проценты за пользование кредитом. Претензии клиентов туроператор, страховая компания или банк обязаны рассмотреть в течение 30 дней. В течение месяца со дня выплаты страхового возмещения или денежной суммы по банковской гарантии туроператор обязан представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма документ, подтверждающий увеличение размера финансового обеспечения до прежних размеров.

Возврат денежных средств производится в соответствии с фактическими затратами сторон, иными словами, страховое возмещение должно покрыть стоимость путевки, а также расходы туриста, связанные с его вынужденным пребыванием в чужой стране или экстренным возвращением на родину. Моральный вред или упущенная выгода за счет финансовых гарантий не компенсируются, что, однако, не лишает клиента, недовольного качеством оказанных услуг, права требовать такого рода возмещения в судебном порядке. Представители туристических компаний не исключают вероятности того, что в первые годы после вступления закона в силу офисы турфирм заполонят толпы «недовольных» туристов, рассчитывающих за счет финансовых гарантий покрыть расходы на путевку.

«Семь-восемь лет назад уже возникала волна «туристического терроризма» – после отдыха клиенты заявлялись в офис туристической компании с претензией на плохое качество сервиса и с угрозами судебного разбирательства, – вспоминает Станислав Похлебаев. –Туристические компании, как правило, не желали подвергать риску репутацию и погрязать в судебных тяжбах, а потому удовлетворяли все требования недовольного клиента. Потом в профессиональных кругах по рукам ходили даже некие «черные списки» туристов, каждый вояж которых заканчивается скандалом в офисе туристической компании».

По мнению Карины Бердичевской, на российский туристический бизнес новый закон окажет то же влияние, какое имело принятие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности для страхового рынка: за три года разорились сотни мелких компаний, но те, что остались, стали только сильнее, а страховой бизнес – цивилизованней и прозрачней.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления