RU74
Погода

Сейчас+20°C

Сейчас в Челябинске

Погода+20°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

12 м/c,

зап.

739мм 30%
Подробнее
4 Пробки
USD 88,69
EUR 96,30
Авто Кругосветка на электромобилях: 12 копеек за километр

Кругосветка на электромобилях: 12 копеек за километр

Вчера остановку в Челябинске сделали участники самого амбициозного кругосветного путешествия последнего времени – Zero Emission Race. Их задача – объехать на четырех электромобилях вокруг света, причем в жюльверновском стиле: дистанцию более 30 тысяч кило

Вчера остановку в Челябинске сделали участники самого амбициозного кругосветного путешествия последнего времени – Zero Emission Race. Их задача – объехать на четырех электромобилях вокруг света, причем в жюльверновском стиле: дистанцию более 30 тысяч километров планируется покрыть за 80 дней, то есть ежедневный пробег составляет порядка 400 км. Пока путешественники идут в графике: позади 23 дня и 8,5 тысяч километров. Цель пробега в большей степени пропагандистская: не секрет, что большинство людей считают электромобили отдаленным будущем, как максимум – сугубо городским транспортом для развитых стран. Организатор Zero Emisson Race Луи Палмер уверен, что время электромобилей уже пришло: «В каждом крупном городе, как Челябинск, мы проводим пресс-конференции и стараемся встречаться с городскими властями, чтобы люди воочию убедились в жизнеспособности концепции электромобиля. Наш пробег – это глобальное послание для всего мира».

Машины, участвующие в кругосветке, весьма интересные. К примеру, красно-черно-белый аппарат швейцарской команды – нечто среднее между автомобилем и мотоциклом. У него два основных колеса, два маленьких ролика по бокам, полностью закрытый кузов, автомобильная посадка, мотоциклетный руль, место пассажира за водителем... Классифицировать его сложно, но формально это все-таки мотоцикл, причем самый быстрый электробайк в мире. Максимальная скорость составляет 250 км/час, и на вопрос, реальная она или расчетная, Палмер веско заявляет: «Абсолютно реальная, мы разгоняли байк до такой скорости на обычной дороге». Зеленый электромобильчик Trev австралийской команды создавался как городской микрокар, и его компоновка также забавна: кокпит узкий, голову пилота и пассажиров закрывает стеклянный «фонарь», как у истребителя, а колес всего три: два спереди и одно сзади. Задняя часть напоминает корму лодки для обтекаемости. В Челябинск также приехал обычный с виду электромотороллер, а вот экипаж корейской команды до нас не добрался – подвела трансмиссия. Возможно, корейцы присоединятся к пробегу позже.

Луи Палмер принимал в пробег только электромобили, способные преодолеть на одной зарядке более 250 км. Швейцарский супербайк может проехать до 450 км, остальные поменьше – километров 300-350. Поэтому в середине каждого дня путешественники делают остановку для подзарядки. Где?

«Да везде, – объясняет Палмер. – Наши друзья помогают договариваться с местными властями на пути следования, чтобы мы могли оперативно пополнять запасы энергии. Для этого нужна обычная розетка на 220 вольт, и «речардж» занимает четыре часа, но лучше, чтобы розеток было две – тогда укладываемся в два часа».

Потребляемая мощность во время зарядки порядка 4,5 кВт – примерно как у двух стиральных машин. Интересно, что по челябинским тарифам зарядить супербайк стоит порядка 36 рублей, и этого хватит на пробег километров в 300. Стоимость такого километража на бензиновом автомобиле составит порядка 400-600 рублей, то есть отличается чуть ли не на порядок.

«Мы хотим показать людям, что электромобили не только экологически чисты, но и очень дешевы в эксплуатации, – говорит Луи Палмер. – Во-первых, в них практически нечему ломаться, во-вторых, в Европе 100 км пробега на бензиновой машине стоят где-то 10 евро, на электромобиле – два евро».

Но, как известно, электромобили нельзя рассматривать как обособленный феномен – на Урале, к примеру, они заряжаются электроэнергией от наших ТЭЦ, которые жгут углеводородное топливо, выбрасывают в атмосферу углекислый газ и токсины... Где ж тут «зеро эмишинс»? Участница пробега, немка Сандра Луст объясняет интересный нюанс: «На самом деле в результате нашего пробега количество углекислого газа в атмосфере не увеличится. Перед отправлением в путь каждая команда выработала такое количество «зеленой» энергии, чтобы ее хватило не только на привод электромобилей, но и на компенсацию энергозатрат сопровождающего транспорта и даже паромов, которые будут перевозить нас через океан. Эту энергию каждый вырабатывал по своему: кто-то – с помощью солнечных батарей, кто-то добывал ее из ветра. Полученную энергию мы отдавали электросетям своих стран, так что в глобальном смысле итоговые «выхлопы» нашего пробега составят ноль».

Чем опасен CO2? Углекислый газ не токсичен и нужен для «дыхания» растений. Но при этом он поглощает солнечное тепло и рассеивает его в атмосферу, повышая ее температуру. Сжигание углеводородного топлива резко увеличило выбросы СО2, а вместе с ними увеличился подогрев атмосферы Земли от солнечных лучей, что угрожает глобальным потеплением с кучей последствий, знакомых нам по фильмам-катастрофам. Электромобили, заряжаемые от ветряных, солнечных или волновых электростанций, не увеличивают содержание СО2 в атмосфере, снижая риск «парниковой смерти» планеты.

Луи Палмер очень верит в потенциал «зеленой» энергии. «Если установить на крыше дома площадью 10 квадратных метров солнечные батареи, их энергии хватит на годовой пробег 15 тысяч километров на электромобиле. Посмотрите, сколько во всем мире крыш, и все они могли бы давать электроэнергию».

Сандра Луст добавляет: «В Германии порядка 10% все электроэнергии уже вырабатывается солнечными батареями, и этот процент растет год от года».

Присутствовавшие на встрече челябинские чиновники лишь разводили руками – для нас это далекие-далекие мечты. «Хотя в нашем городе примерно треть вредных выбросов углекислого газа приходится на долю именно автомобилей», – констатировал министр радиационной и экологической безопасности Челябинской области Александр Галичин.

Впрочем, и европейцы пока в начале пути. Все «кругосветные» электромобили на роль ежедневных машин тянут с трудом. К примеру, багаж путешественников едет на автомобилях сопровождения. Все машины жутко тесные, с неудобной посадкой и отсутствием места для поклажи. Компактные габариты и малая масса делают сами шасси очень экономичными, к примеру супербайк при скорости 80 км/час потребляет мощность всего 5,5 л. с.! Но легкость и субтильность ставят вопросы безопасности: как такая машина выдержит фронтальный крэш-тест? Да, скорее всего, никак. Есть вопросы и по надежности: одна машина прошла только пятую часть дистанции, еще одна сломалась на подъездах к Уралу, вынудив останавливаться для ремонта. Да и средняя скорость пока заметно уступает автомобильной.

Но это пока. Да, проблем много, как с самими машинами, так и с инфраструктурой для их зарядки. Но глобальный процесс электромобилизации уже запущен, и почти все мировые концерны готовят к выпуску электромобили, а два из них дебютируют в Европе в ближайшее время – Mitsubishi i-Miev и Nissan Leaf. Первый – это компактный городской электрокар размером с «Матиз», второй – гольф-классник с пятью полноценными местами. Цены пока кусаются – более 30 тысяч евро (1,2 миллиона рублей), однако в ряде стран при покупке электромобилей предусмотрены существенные дотации, например пять тысяч фунтов в Великобритании. Отдельный плюс – сниженные расходы на топливо. И пусть цена ядреная, в данном случае речь идет уже о более-менее полноценных машинах, способных возить семью и багаж. Так, мощность двигателя Nissan Leaf составляет 110 л. с., а крутящий момент в 280 Н*м наделяет его характером современного турбомотора. Если не топить гашетку, пробег на одной зарядке – 130–160 км. Стоимость километра в Челябинске составила бы в районе 0,4–0,5 рублей – в три-четыре раза ниже, чем на бензине. Луи Палмер уверен, что очень скоро цена компактных электромобилей упадет до 10 тысяч евро, и тогда они составят ощутимую конкуренцию традиционным авто.

До России с ее суровым климатом и наплевательским отношением к экологии электромобилизация дойдет с большим опозданием. И тем не менее первый шаг на этом пути – изменение нашего сознания. Мы должны поверить, что электромобили – это не только выставочные экспонаты и шумные вокзальные тележки и что у них есть достоинства помимо экологичности.

А потому так ценны пробеги вроде Zero Emisson Race. Луи Палмер наверняка посеял в головах суровых челябинцев первые зеленые ростки.

Фото: Фото автора и производителей, видео Андрея ВИННИКОВА, монтаж Сергея КАБАКОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления