RU74
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Челябинске

Погода+7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

0 м/c,

730мм 81%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Авто Тотальный контроль над водителями

Тотальный контроль над водителями

Чиновники и ученые предлагают оснащать частный транспорт системой обратной связи на основе ГЛОНАСС. По их мнению, это ощутимо снизит количество ДТП и тяжесть их последствий, а также поможет решить проблемы с пробками.

Чиновники и ученые предлагают оснащать частный транспорт системой обратной связи на основе ГЛОНАСС. По их мнению, это ощутимо снизит количество ДТП и тяжесть их последствий, а также поможет решить проблемы с пробками.

На Международном конгрессе по интеллектуальным транспортным системам они предложили усовершенствовать автоматизированную систему высокоточного контроля и управления движением транспорта. Принцип ее работы основан на двусторонней связи. В Москве уже существует нечто подобное, но в одностороннем варианте. То есть вся информация с видеокамер стекается на единый пульт, откуда поступает в распоряжение ответственных инстанций – в отделения ГИБДД, медицинские учреждения и экстренные службы. Но если водитель грубо нарушит правила, или кто-то серьезно пострадает, на быстрое реагирование рассчитывать не стоит. Как раз альтернативный метод должен действовать по принципу «ты мне – я тебе»: нарушил правила – от штрафа не отвертишься, впереди возникла пробка – получи информацию и ищи пути объезда. Для этого предполагается установить в приборную панель автомобиля устройство, напоминающее мини-навигатор. Кстати, опытные образцы уже разработали несколько российских НИИ.

«В настоящее время идет разработка системного проекта и бизнес-плана программы «ЭРА-ГЛОНАСС», – рассказывает генеральный директор федерального сетевого оператора ОАО «НИС» Александр Гурко. – В ходе проектирования будет обоснована наиболее эффективная схема организации связи, а также требования к каналам передачи информации. По моей оценке, потребуется еще несколько лет для того, чтобы разработать соответствующие чипсеты ГЛОНАСС/GPS и интегрировать их в мобильные носимые устройства».

По плану система должна действовать так. Если водитель, к примеру, выехал на встречную полосу, не держал дистанцию или припарковался в запрещенном месте, центр контроля движения автоматически будет об этом оповещен. А уже оттуда на монитор прибора в салоне машины поступит информация о нарушении ПДД. Фактически водителей будут ловить на месте преступления, и неотвратимость наказания при этом обеспечена. В этом есть определенный плюс, ведь сейчас, даже если водитель переступает через правила, никаких гарантий того, что он понесет наказание, нет. Превысил скорость – не поймали. Пересек двойную сплошную – сотрудников ДПС рядом не оказалось. А вот пешехода не пропустил – на тебе протокол! Такой избирательности отныне не будет.

«Видеокамеры, как правило, устанавливают на местах, где зарегистрировано большое количество ДТП с пострадавшими, – объясняет инспектор по пропаганде ГИБДД г. Челябинска Виталий Мордовин. – Практика показывает, что серьезных аварий после этого на участках становится значительно меньше или вовсе не происходит. А что касается неотвратимости наказания, то штрафы выписываются, когда есть доказательная база. Если в номере, к примеру, не читается одна буква, то автомобиль еще можно пробить по базе. Если же регистрационные знаки вообще невозможно идентифицировать, то водители, увы, остаются безнаказанными».

Если схема с обратной связью заработает, то водительские уловки типа специального снижения скорости под видеонаблюдением уже не помогут.

Мы упомянули, что схема будет работать на основе ГЛОНАСС. Пока система позволяет выявлять местонахождение транспортного средства с точностью до пяти метров, но если она будет связана с наземными станциями, то речь пойдет уже о сантиметрах. Это позволит в случае аварии не ждать, пока приедет сотрудник ГИБДД и рулеткой измерит расстояние. Автоматически будут определены координаты транспортного средства, данные о виновнике ДТП, плюс сведения о взаимном расположении всех машин, которые находились рядом в момент аварии. Кроме того, прибор будет предупреждать водителя об опасных участках пути, о ремонтных работах, о максимально разрешенной скорости и т. д. Благодаря новому прибору, надеются ученые, в перспективе можно снизить количество аварий и улучшить статистику по раскрываемости уголовных дел.

«Идея, в принципе, отличная, но не для нашей страны, – считает водитель Mazda-3 Алексей Прихотько. – Чтобы фиксировать нарушения инструментальным способом, нужна четкая разметка, четкие знаки, видимые светофоры и так далее. Есть у меня сомнения и насчет точности системы, ведь для регистрации выезда на встречку нужна точность не в метрах, как сейчас, а в сантиметрах. Если же система будет привирать, то можно запросто лишиться прав ни за что. И кто будет оплачивать установку? Средний GPS-навигатор стоит порядка 5-10 тысяч рублей, и многие за год не получают столько штрафов, чтобы такое устройство окупилось. А если сделают обязаловку, смысл вообще исчезнет: продавать устройства будут 1-2 сертифицированные фирмы по космическим ценам, и в отсутствие конкуренции качество этих устройств будет неважным. Хотя само направление я считаю правильным: электронные полицейские были бы эффективнее обычных сотрудников ДПС, но, скажем так, в идеальном мире».

Подобные сомнения вполне оправданы. Самый первый вопрос, который возникает по поводу этой идеи: все ли должны устанавливать подобные устройства в свои автомобили и, если это очередная обязаловка, то кто будет это удовольствие оплачивать?

Александр Гурко утверждает, что вопрос этот пока не решен: «Модель оснащения автомобилей в настоящее время разрабатывается. Например, в ряде европейских стран государство само финансирует установку абонентских терминалов. В других принято решение о стимулировании их покупки населением. В любом случае, можно быть уверенным, что терминалы, гарантирующие базовую услугу экстренного реагирования при авариях, будут доступными по цене для всех российских автовладельцев».

Предполагается, что будет разработан модельный ряд устройств, отличающихся по количеству доступных функций, а, соответственно, и по цене. Судя по тому, как организовано оснащение муниципального транспорта системами навигации и в какие суммы все это выливается, сомнительно, что каждый водитель возьмет и по собственной воле установит в машину такое устройство. Мало того, потом еще и штрафы будет собирать, которых в нынешние времена он благополучно может избежать или элементарно не оплатить. Разумеется, на таких водителей равняться не стоит, но все же иногда объективность приборов может помешать. К примеру, произошло ДТП, и разбитые автомобили можно объехать только по встречной полосе. Система зафиксирует это как нарушение, хотя по сути это объезд препятствия, да и сами сотрудники ГИБДД могут организовать движение автомобилей по встречке, если альтернативных путей нет.

Так и неясно, каким образом будут оснащаться автомобили этими мини-навигаторами: либо машины сразу будут сходить с ними с конвейера, либо они должны устанавливаться по договору с клиентом. Чтобы этот вопрос решился, необходимо как минимум обозначить рамки проекта – либо участвуют все, либо дело остается добровольным.

Если работа системы будет отлажена, и все данные, получаемые центром информации, будут соответствовать действительности, то в какой-то мере это гарантирует водителю защищенность от неправомерных обвинений в совершении ДТП или штрафов-фантомов. К тому же, если стоимость устройства будет пропорциональна приносимой им пользе, то желающие наверняка найдутся. Не исключено, что они будут из числа «вежливых водителей», которые просто хотят оградиться от всяких безбашенных гонщиков, а вот злостные нарушители вряд ли захотят подставлять себя по собственной воле. Рейтинг программы может заведомо сдать позиции, если правительство превратит установку устройств в очередную обязаловку. Как минимум это чревато наводнением рынка «серыми» терминалами и недовольством автовладельцев.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления