RU74
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Челябинске

Погода+5°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -1

7 м/c,

сев.

738мм 75%
Подробнее
0 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Авто АвтоВАЗ в долгах, Алешин – в авиапроме. Классно поработал...

АвтоВАЗ в долгах, Алешин – в авиапроме. Классно поработал...

Положение АвтоВАЗа продолжает ухудшаться: задолженность завода по состоянию на 30 июня 2009 года составила 93,4 миллиарда рублей, то есть выросла за год в полтора раза. Такой суммы было бы достаточно для разработки с чистого...

Тут критик воскликнул, здесь все в черном свете,
Ведь есть у тузов и молодцы сыновья,
Дружок, я все знаю. Я сам, брат, из этих,
Но в песне не понял ты, увы,.. ничего

«Мальчики-мажоры»,Юрий Шевчук, ДДТ

" width=

Положение АвтоВАЗа продолжает ухудшаться: задолженность завода по состоянию на 30 июня 2009 года составила 93,4 миллиарда рублей, то есть выросла за год в полтора раза. Такой суммы было бы достаточно для разработки с чистого листа новой платформы для семейства машин гольф-класса.

Еще хуже другое: 82,3 миллиарда рублей необходимо отдавать в течение ближайшего года, поэтому завод оказался в щекотливом положении, когда работать приходится исключительно на погашение кредитов и займов. О каком техническом развитии может идти речь, если долг предприятия превышает прогнозируемую выручку за 2009 год?! Причем позитивных тенденций не наблюдается: ежеквартально долги прибывают на 6-7 миллиардов рублей.

Нетрудно представить, с какой легкостью растворились в бюджете предприятия 25 миллиардов государственных денег, львиная доля которых пошла на покрытие обязательств перед контрагентами (в данном случае поставщиками) и выплату долгов Сбербанку и ВТБ24 – в сумме 22 миллиарда. На зарплату сотрудников было потрачено 1,87 миллиарда рублей.

Положение АвтоВАЗа осложняется политикой руководства, направленной на рефинансирование старых обязательств за счет краткосрочных кредитов. В результате, если в ближайший год АвтоВАЗ будет рассчитываться по долгам в полном объеме, он останется без оборотных средств, без зарплатного фонда, без денег на дальнейшее развитие... При этом руководство снимает с себя ответственность: Борис Алешин уходит с поста президента и генерального директора завода.

" width=

Кризис стал лакмусовой бумажкой ценности АвтоВАЗа. И нарисовалась такая картина: крупнейший в России автозавод, выпускающий машины самого востребованного ценового сегмента и пользующийся преференциями государства, доработался до того, что задолжал больше, чем может выручить за год. Неужели такой итог не является надежным мерилом некомпетентности менеджмента и не вызывает желания привлечь многочисленных вазовских «топов» к ответу? Но правительство, видимо, считает ситуацию вполне обыденной, и Алешин уже готовится к назначению на новую должность. Предположительно, он будет искать себя на поприще авиастроения в качестве главы ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт».

А что же делать АвтоВАЗу? Пока план «спасения» банален до скукоты. Первое – снижать издержки за счет персонала. Судя по всему, рабочих ждет сокращение рабочего дня и оплаты. Второе – выпрашивать под шумок новые одолжения у государства. По информации «Ведомостей», руководство АвтоВАЗа уже заикнулось о необходимости займа в районе 13 миллиардов рублей. Третье – рефинансировать текущие долги за счет новых кредитов. Такие меры лишь отодвигают час расплаты, ничего не меняя по сути.

В контексте сказанного становится более-менее ясен смысл альянса с «Камазом» и образование нового холдинга «Росавто». Укрупненное предприятие сможет получать кредиты на более выгодных условиях, а главное – проще будет опустошать государственную казну, угрожая социальным взрывом не только в Самарской области, но и в Татарстане.

К сожалению, ни одна из мер правительства в отношении АвтоВАЗа не направлена на устранение первопричины проблем – неадекватного соотношения цены и качества продукции. У приспешников АвтоВАЗа подобные ремарки ничего, кроме ехидных замечаний, не вызывают: дескать, много вы понимаете в делах государственных. Обычный контраргумент звучит так: высокая себестоимость и низкое качество машин обусловлены неповоротливой системой производства на головном заводе и предприятиях-смежниках. Это наследие советских времен, и изменить что-либо невозможно.

Тогда встает вопрос – а нужен ли нам автозавод, который заведомо выпускает неконкурентоспособную продукцию?

Лично мое мнение, понятия добра и зла на АвтоВАЗе поменялись местами. Завод напоминает мальчика-мажора, для которого «папаша добьется карьерного роста» и «заставит весь зал кричать ему бис», но в этом и состоит проблема – чрезмерная опека не менее пагубна, чем пренебрежение. Если ты уверен, что 30% твоей работы по щелчку пальцев сделает кто-то другой, ты никогда не будешь впахивать на 100%. Не будешь работать и на 70%, поддавшись искушению поискать предел собственной вседозволенности. Своей отеческой и не вполне бескорыстной заботой правительство убивает у предприятия инстинкт самосохранения и чувство реальности. А бегемот пассивно тонет в болоте, даже не пытаясь спастись – он ждет, когда его будут тащить. Но это, как известно, нелегкая работа.

Может быть, стоит посмотреть на ситуацию по-другому, без заламывая рук в пользу бедствующих заводчан? Мощности АвтоВАЗа избыточны, и стране сегодня не нужно 700 тысяч устаревающих машин с непредсказуемой надежностью. Сначала государство тратит миллиарды, чтобы создать искусственный спрос, затем тратит миллиарды, чтобы его удовлетворить. «А тебе не кажется, Джон, что мы наелись дерьма бесплатно?».

Цивилизованный путь к спасению один – АвтоВАЗу необходимо научиться выживать в условиях рыночной конкуренции. Правительство должно отпустить вожжи и дать заводу немного свободы – той самой опасной свободы, в которой с таким трудом выживают прирученные животные.

Резкая отмена правительственных вливаний может вызвать сильный абстинентный синдром, поэтому действовать надо плавно, но настойчиво, шаг за шагом снимая завод с иглы государственной поддержки: понизить пошлины на иномарки до прошлогоднего уровня, исключить прямой переток денег... Производство неизбежно упадет, будут сокращения персонала, но это лишь означает адаптацию к реальным экономическим условиям. Перспективные проекты выживут, ценные сотрудники останутся. Завод станет мобильнее, гибче, и управлять им придется куда вдумчивей. Вероятно, потребуется провести грамотное банкротство, погасив часть задолженностей за счет продажи избыточных активов.

А миллиарды, которые тратятся непонятно на что, лучше инвестировать в переподготовку уволенных кадров. Неужели крутить гайки на конвейере – единственная мечта всех жителей Тольятти?

Избавившись от одряхлевших мышц и достигнув низшей точки, АвтоВАЗ сможет снова начать войну за рынок, но уже на новом уровне. У него есть козыри: это и востребованная до сих пор «классика», и более-менее свежая Priora, и купленные у Renault платформы. А еще – сильный бренд Lada.

Я думаю, никто из нас не против АвтоВАЗа как такового. Также как никто не против яблок. Негодование возникает, когда эти яблоки пихают тебе в глотку, если ты хочешь груши.

Фото: Фото с сайта Мotopapa.ru, Аnnews.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления