Долгосрочные выводы делать пока рано, но статистика за январь свидетельствует о снижении аварийности и смертности на дорогах России. Является ли это следствием ужесточения наказания за наиболее серьезные виды нарушений – езду без прав, систематическую езду в нетрезвом виде, выезд на встречную полосу и превышение скорости?
Судя по косвенным признакам, да. Перечисленный список нарушений совпадает с наиболее распространенными причинами ДТП с жертвами, а количество жертв по России в январе 2008 года снизилось достаточно ощутимо – на 28%. Прочувствуйте разницу – это 665 спасенных жизней за один лишь месяц. Наверняка помогли и ремни безопасности – согласно нашему опросу, 64% автомобилистов Челябинска теперь пристегивается регулярно, причем половина начала делать это после 1 января. Аварийность и количество пострадавших снизились на 20%.
Интересно, что в некоторых областях общее число погибших снизилось на 60-80%, например, в Кемеровской, Омской, Новосибирской, Ивановской областях, республиках Карелия и Коми.
Что касается пьяных за рулем, то результаты еще более впечатляющие: количество аварий, жертв и пострадавших снизились на треть. Если в январе прошлого года в России по вине нетрезвых водителей погибло 129 человек, то в этом – 83.
К сожалению, в Челябинской области темпы снижения аварийности и смертности немного отстают от среднероссийского уровня: общее количество аварий уменьшилось на 12,7%, смертность – на 25,5%.
Не связан ли этот тренд с усилением надзора за водителями со стороны ГИБДД? Чисто субъективно мне показалось, что в январе сотрудников ДПС на наших дорогах стало больше. Однако в областном ГИБДД эту информацию не подтвердили: «В январе зафиксировано ощутимое снижение аварийности на дорогах области, – сообщает заместитель начальника отдела ДПС Владимир Кобак. – Однако никаких специальных рейдов или увеличения количества дежурств не было, ГИБДД области работала в обычном режиме. Основной причиной снижения показателей аварийности и смертности стала, на мой взгляд, активная пропаганда безопасности движения, проводившаяся в последнее время. Водители – люди разумные и понимают, что нарушать правила значит подвергать опасности себя и окружающих».
Похоже, более жесткие наказания, особенно возможность ареста, действительно приструнили водителей, но надолго ли? Быть может, освоившись с новым КоАПом водители снова «осмелеют», и печальные показатели восстановятся? Время покажет.
Но даже если брать в расчет возможность договориться с инспектором, ужесточившийся КоАП поднял цену этой «услуги», так что нарушать стало менее выгодно в любом случае.
Правда, подорожание подобных «услуг» повысило мотивацию к злоупотреблениям со стороны сотрудников ГИБДД. Например, в последнем номере журнала «Авторевю» описывается ситуация, когда два сотрудника издания были лишены прав за обгон в зоне действия знака «Обгон запрещен». Тонкость в том, что в месте, где они совершили маневр, сплошная линия сменилась на прерывистую, а знак «Конец зоны всех ограничений» был кем-то предусмотрительно демонтирован – остался только печальный столбик, который, к сожалению, к делу не пришьешь.
Фото: Фото из архива 74.ru