RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

2 м/c,

зап.

737мм 54%
Подробнее
6 Пробки
USD 90,65
EUR 98,58
Авто Светлана Губайдуллина, директор компании «Авто-МАГ»: «Ущерб не должен определять тот, кто его оплачивает»

Светлана Губайдуллина, директор компании «Авто-МАГ»: «Ущерб не должен определять тот, кто его оплачивает»

Владельцам автомобилей дано право выбирать оценщика для проведения экспертизыОценкой ущерба должны заниматься те, кто давно существует на рынке экспертных услугНе все понимают разницу между оценкой ущерба экспертом страховой компании и оценкой независимым

Обсуждение проблем, которые возникают при поставарийной оценке автомобилей, уже не в первый раз появляется в СМИ. Кто-то знает об этом по рассказам других, а кому-то уже пришлось оказаться в ситуации, когда страховая компания выплачивает сумму, меньшую по размеру, чем предполагалось. Что же делать, когда авария уже произошла и нужно получить беспристрастную оценку ущерба? Что нужно знать для того, чтобы не потерять свои деньги? Об этом мы разговариваем с независимым экспертом Светланой Губайдуллиной, директором автосервиса «Авто-МАГ».

– Светлана Васильевна, с какими проблемами может столкнуться автовладелец при оценке ущерба, нанесенного автомобилю?

– Проблемы могут быть самые разные, и все они возникают в том случае, когда за оценку берутся эксперты, имеющие отношение к компании-страховщику. Речь идет о таких вариантах, как, например, использование в оценке средних рыночных цен на запчасти, в которые входят цены неоригинальных изделий. Они существенно ниже цен автопроизводителей, и за счет этого средняя цена, которая затем будет использоваться при калькуляции, падает. Также проблемы могут возникнуть и с определением стоимости нормочасов. Часто для этого используют ВАЗовские стандарты, даже определяя стоимость ремонта иномарок, хотя понятно, что их ремонт стоит дороже. Нередко оценщики указывают не тот номер ремонта (при ремонте автомобиля используется ряд «номеров», зависящих от сложности ремонта и площади повреждений – П.Р.), заведомо снижая стоимость предстоящего ремонта в несколько раз. Довольно часто встречается и завышение процента износа автомобиля.

– Разъясните, пожалуйста.

– Существует понятие «среднегодового пробега», на который опираются многие автомобильные эксперты при оценке поврежденного автотранспорта. Сумма этого пробега закреплена в специальных документах и в среднем равняется 18 тысячам километров. То есть считается, что автомобиль 1999 года, например, должен пройти за время своего существования 90 тысяч километров. И, несмотря на то, что фактический пробег автомобиля будет составлять, допустим, 50 тысяч, оценщик вправе опираться на среднегодовой пробег. Отсюда высокий процент износа автомобиля и, как следствие, снижение суммы страховых выплат на его восстановление. Или наоборот: автомобили, которые принадлежат организациям, проходят заметно больше среднегодового пробега. В этом случае оценщики, заинтересованные в том, чтобы человек получил меньше денег, будут опираться именно на фактический пробег, который удешевит машину в разы, а не на среднегодовой.

– И как же быть?

– Нужно обращаться к независимым экспертам. Проблема многих автовладельцев в том, что они не понимают разницу между оценкой ущерба экспертом страховой компании и оценкой независимым экспертом. А разница в том, что эксперт, которого «навязывает» компания-страховщик так или иначе зависим от нее, а значит, заинтересован в том, чтобы компания выплатила пострадавшему меньше денег. Независимому эксперту, в свою очередь, не приходится учитывать ничьи интересы, кроме клиента, который к нему обратился. Следовательно, он будет делать в рамках закона все возможное, чтобы его клиент получил все необходимые деньги, а не их часть.

– Но что делать, если страховая компания указывает ряд экспертов и заявляет, что только они имеют право на оценку?

– Не соглашаться и уходить. Далеко не все автовладельцы знают, что именно им дано право выбирать оценщика для проведения экспертизы. И тем более немногие видели постановление «Об организации независимой технической экспертизы транспортных средств», в пункте 6 которого указано: «Страховщик (потерпевший) самостоятельно определяет эксперта-техника, с которым заключает договор о проведении экспертизы». Речь идет о том, что, если потерпевшего устраивает компания-страховщик и ее намерения, то он вправе уступить эту возможность выбора ей, но если он не согласен с кандидатурой предлагаемого компанией эксперта, то только он может назвать имя организации, которая займется экспертизой автомобиля. Владельцы автомобилей этого не знают, а представители страховых компаний легко пользуются этим же постановлением, трактуя его по-своему: опускают слово «пострадавший» и заявляют, что именно они должны выбирать эксперта. Как и указывают на пункт 4: «Проведение экспертизы организуется страховщиком». Организовать экспертизу – не значит провести ее. Однажды мне на глаза попалась визитная карточка одной из экспертных организаций, на которой была хорошая надпись: «Ущерб не должен определять тот, кто его оплачивает». На мой взгляд, это очень верное суждение.

– Но ведь не все страховщики так поступают?

– Естественно. Такие случаи встречаются не всегда, но в ходе деятельности нам довольно-таки часто приходится сталкиваться с подобными ситуациями. Именно поэтому хочется предупредить автовладельцев заранее. И если им попадется один из недобросовестных страховщиков, они будут знать, как вести себя в такие моменты.

– Вот именно. Давайте разберемся по порядку: как вести себя, если авария произошла?

– Если вы попали в ДТП, первое, о чем нужно позаботиться, – вызвать аварийного комиссара. Защищая ваши интересы, он сразу сориентирует вас на независимую экспертизу. И даже если вы растеряетесь от произошедшего, квалифицированная помощь будет как нельзя кстати. Естественно, это стоит денег. Если же денег нет, придется надеяться на себя и быть предельно внимательными: обязательно вызвать ГИБДД и зафиксировать происшествие. После того, как человек, повредивший ваш автомобиль, официально будет признан виновным, нужно ехать в его страховую компанию. Там вы должны написать заявление на возмещение ущерба и предупредить представителей, что оценку будет производить независимый эксперт. После того, как вы определитесь с компанией, которая будет проводить экспертизу, вы должны отправить в страховую компанию и виновнику телеграммы установленного образца, в которых сообщите день, место, время проведения экспертизы, укажете данные автомобиля и предупредите, что в случае неявки кого-либо из них экспертиза все равно будет проведена. Обязательно необходимо получить уведомление об их получении. После проведения экспертизы вы сдаете отчет в страховую компанию и ждете результата: либо это будет выплата средств, либо это будет отказ, который должен быть мотивированным.

– Существуют ли определенные сроки для проведения этих мероприятий?

– Да, конечно. Во-первых, сама экспертиза должна проводиться в течение пяти рабочих дней с момента аварии. Между прочим, в первую очередь к скорейшему проведению экспертизы должен стремиться именно страховщик. Если же за эти пять дней страховая компания не организует оценку автомобиля, вы вправе все сделать самостоятельно. Во-вторых, телеграммы, о которых я уже говорила, необходимо отправлять в такое время, чтобы с момента их получения адресатами до времени проведения экспертизы прошло строго три рабочих дня. И, в-третьих, нужно помнить, что срок, в течение которого страховая компания обязана выплатить деньги либо мотивированно отказать вам – 15 дней. Если в течение этого времени вам все еще не будет известен результат, вы имеете право решать эту проблему в судебном порядке.

– Светлана Васильевна, если человек уже твердо решил обращаться только к независимым экспертам, как ему не ошибиться в выборе?

– Я считаю, что оценкой ущерба, причиненного автомобилю, должны заниматься компании, которые уже давно существуют на рынке автоэкспертных услуг, либо те, кому не понаслышке известно, что такое ремонт. Это означает, что люди разбираются в каждой мелочи, из которых состоит автомобиль, и не упустят ни одной из них. А вообще, можно пользоваться очень действенной рекламой, которая называется «сарафанное радио». Ведь своим близким и знакомым человек посоветует только ту компанию, чья работа его удовлетворила.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления