RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

0 м/c,

738мм 35%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,99
EUR 98,78
Авто Владимир Денисенко, президент челябинского отделения Российской автомобильной федерации: «Контраварийная подготовка – дело важное!»

Владимир Денисенко, президент челябинского отделения Российской автомобильной федерации: «Контраварийная подготовка – дело важное!»

Челябинск грешит обилием «сюрпризов» на дорогах, вроде открытых люков или больших ямОбучаем даже водителей автобусов и грузовиковЗа 15 часов обучающийся проделывает 2-5 тыс. упражненийКаждому, кто во время первого занятия сдаст нормативы на «отлично», обе

Фото Марины Пустовой

Выходя из дома и садясь в салон своего автомобиля, каждый из нас хочет добраться из пункта А в пункт Б быстро, с комфортом и без происшествий. Но открытый люк колодца, оказавшийся на пути автомобиля, или ребенок, выскочивший на дорогу, могут круто изменить финал любой поездки. Что же сделать, чтобы заставить полторы тонны железа в экстремальных условиях послушаться руля? Раньше водителю никто не мог ответить на этот вопрос, и выходить из критической ситуации приходилось, опираясь лишь на собственные умения и реакцию. К счастью, в последнее время ситуация изменилась, и сегодня научиться управлять автомобилем в экстремальных условиях можно в специальных центрах. В Челябинске подготовкой водителей занимается центр высшего водительского мастерства, созданный региональным отделением Российской автомобильной федерации совместно с Челябинским отделением РОСТО.

О том, чем вождение в экстремальных условиях отличается от обычного, и о том, чему учатся водители в рамках спецподготовки, мы беседуем с президентом челябинского регионального отделения Российской автомобильной федерации Владимиром Денисенко.

– Владимир Андреевич, для чего люди обучаются вождению в экстремальных условиях?

– Экстремальными условиями могут оказаться снежные заносы, гололед на дороге, траншея, выкопанная в том месте, где еще вчера был ровный асфальт. И если водитель не сможет вовремя среагировать и правильно повести себя в момент опасности, последствия для него и пассажиров могут оказаться весьма печальными. Курсы вождения в экстремальных условиях, или, как их еще принято называть, курсы контраварийной подготовки, проводятся для того, чтобы человек чувствовал себя за рулем уверенно. Особенно это касается управления автомобилем в зимнее время. Водителю, научившемуся ездить по сухой дороге, кажется, что он владеет навыками вождения в совершенстве, но стоит автомобилю попасть на лед, и уверенность исчезает. Человек начинает беспокоиться, нервничать, вести себя на дороге неадекватно, и часто такое поведение приводит к аварии.

– Речь идет о неопытных водителях?

– В подобной ситуации может оказаться любой водитель. Наш центр занимается обучением опытных водителей, начинающим мы предлагаем пройти сначала курсы повышения навыков. В ходе этих первоначальных курсов водитель «откатывает» необходимое количество часов на учебном автомобиле, а мастер отмечает и анализирует его ошибки. Затем ошибки объясняются водителю, отрабатывается правильная техника вождения, и только после этого человек допускается к обучению вождению в экстремальных условиях.

– Что включает в себя обучение?

– Обучение состоит из трех этапов. Сначала человек отрабатывает упражнения на специальном тренажере, где мы стараемся избавить его от ошибок, приобретенных ранее, – таких, например, как постановка рук на руле и ног на педалях. Первый этап длится неделю, занятия идут пять дней по три часа. За эти 15 часов обучающийся проделывает от двух до пяти тысяч упражнений, его движения доводятся до автоматизма, а мышцы рук и ног привыкают работать правильно. Второй этап проводится непосредственно на автомобиле, на ледовой площадке. Ледовое покрытие выбрано потому, что коэффициент сцепления колес с покрытием минимальный, скорости также небольшие, то есть меньше риск повредить автомобиль. К тому же лед – самое неустойчивое покрытие, и если водитель научится управлять автомобилем на льду, на других видах покрытий он будет ездить гораздо увереннее. Во время этого этапа происходит закрепление навыков, полученных в классе, и отрабатывается единая схема взаимодействия «человек–машина–дорога», то есть водитель начинает чувствовать свой автомобиль и его поведение.

Мы искусственно провоцируем возможные критические ситуации, которые могут произойти с автомобилем: занос, вращение – даже создаем ситуацию, близкую к опрокидыванию автомобиля, и человек сам выправляет свой автомобиль в соответствии с теми элементами методики, которым он обучился. Упражнения предлагаются по «ступенчатой» методике, то есть от простых до самых сложных, на которых проводится контроль. Этот своего рода экзамен и есть третий этап курсов.

– Как я понял, обучение проводится на личном транспорте?

– Конечно, ведь какой смысл научить человека выходить из заноса на учебном автомобиле, если через некоторое время, возможно, ему придется проводить эту процедуру на собственной машине? Тем более, что разные автомобили ведут себя на дороге по разному, и если водитель ездит на полноприводном внедорожнике, то навыки управления, например, переднеприводной «восьмеркой» или заднеприводными «Жигулями» ему вряд ли пригодятся.

– Люди учатся только на легковых автомобилях?

– Нет, мы не отказываемся от обучения даже водителей автобусов и грузовиков. В роли заказчиков в этих случаях чаще выступают предприятия, администрации которых важно, чтобы на рейсах работали подготовленные водители.

– Обучение в этих случаях проводится по такой же схеме?

– Схема обучения одинакова для всех, единственное отличие в том, что для водителей организаций мы проводим предварительное тестирование, по итогам которого рекомендуем администрациям этих предприятий кого-то из водителей перевести на более легкую работу, а от услуг некоторых из них, может быть, даже отказаться.

– Владимир Андреевич, кто выступает в роли педагогов?

– Обучение в центре проводят лицензированные специалисты, которые прошли обучение в московском Центре высшего водительского мастерства при Академии физкультуры. Среди наших сотрудников есть кандидаты и мастера спорта в различных видах автомобильных соревнований.

– Итак, человек прошел обучение в центре, сдал экзамены. Что дальше?

– По окончании обучения каждый водитель получает номерной сертификат, который свидетельствует о его уровне подготовки. К слову, такие сертификаты сегодня требуются для получения лицензии на перевозку людей. Кто-то останавливается на этом, а кто-то решает продолжить обучение и идет на летние курсы вождения в экстремальных условиях.

– А в чем разница между летними и зимними курсами?

– По сути, разница только в состоянии покрытия. Но не стоит думать, что летом ездить намного проще. Челябинск, как любой крупный город, грешит обилием «сюрпризов» на дорогах, вроде открытых люков или больших ям. К тому же интенсивность городского движения требует от водителя постоянного внимания и быстроты реакции, чему мы и стремимся научить на курсах. Так что навыки экстремального вождения могут пригодиться и летом. Еще одно отличие заключается в том, что летом на сухом асфальте происходит больший износ шин и большая нагрузка на трансмиссию автомобиля. Из-за этого число желающих обучаться летом чуть меньше.

– А сколько человек обучается на курсах?

– За четыре года работы центра подготовку в нем прошли более 600 частных лиц. Если к этому добавить водителей организаций, то всего в центре было обучено более 1000 человек. Это, конечно, немного, но, видимо, не все жители Челябинска знают о существовании этих курсов.

– Какова стоимость обучения?

– Базовый курс контраварийной подготовки стоит около 4000 рублей. Для сравнения: в Москве один час обучения на таких курсах оценивается в 30 долларов, наши коллеги в Екатеринбурге называют цену за курс обучения 300 долларов. Также у нас есть варианты скидок – например, для студентов и женщин-членов клуба «Автоледи». К тому же каждому водителю, кто во время первого занятия сдаст все нормативы на «отлично», я обещаю провести дальнейшее обучение бесплатно.

– Владимир Андреевич, а вы сами прошли курс контраварийной подготовки?

– Если учесть, что в следующем году исполнится 30 лет с того момента, как я получил права, а также то, что я неоднократно принимал участие в авторалли в составе сборной страны, то можно сказать, что я этот курс прошел уже давно. Сегодня же я рекомендую пройти обучение всем своим родственникам и знакомым, что они с удовольствием и делают.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления