В Челябинске очередной топливный кризис. С автозаправок пропал сжиженный пропан. Сейчас в городе только на трех из двадцати пяти газонаполнительных станциях можно заправиться, но в очереди стоять приходится до поздней ночи. О сложившейся ситуации рассказывает Вячеслав Ветров, владелец АГЗС.
- Есть ли в данный момент газ на вашей заправке?
- Нет, наши наполнительные емкости стоят сухие уже несколько недель. Мы находимся в полном цейтноте. Вокруг нас столько газоперерабатывающих заводов, но ни в одном из них невозможно купить газ. Я обзвонил все, и везде отвечают, что на сентябрь-октябрь весь пропан выкуплен.
- Такая ситуация только в нашем регионе, или по всей России?
- По моим сведениям, те же проблемы и в Оренбурге, и в Орске, в Уфе, Тобольске, Сургуте. Куда ни позвони - люди сидят на газовой трубе, а газа в городе нет. Хотя отпускная цена на него поднялась ровно в два раза.
- Может быть это связано с профилактикой на газоперерабатывающих заводах?
- Мы поставляем это топливо уже не первый год. Профилактика на заводах проводилась и раньше, каждый из них в определенное время закрывался на проверку и профремонт своего оборудования. Но никогда не было такого, чтобы заводы закрылись все вместе и в одно время, тут, я думаю, причина другая.
- Что, по-вашему мнению, могло произойти?
- Весь газ сейчас отправляют на запад. Только сегодня в средствах массовой информации говорилось о том, что цена нефти на нью-йорской бирже достигла рекордной отметки: 50 долларов за баррель. Из-за высокой цены на бензин западные потребители стараются переходить на альтернативное топливо - газ.
- То есть производителям выгоднее продавать топливо не своему, а зарубежному потребителю?
- Конечно, ведь цена в той же Европе гораздо выше, и прибыль не в рублях, а в твердой валюте - евро. Тем более, что скоро зима. К отопительному сезону, насколько я знаю, российским правительством заключено много контрактов на поставку жидкого пропана.
- А как же российские потребители, как быть с ними?
- Не хочу делать громких заявлений, но мне кажется, кто-то решил, что свои могут поездить и на бензине. Сначала нам говорили, что газ появится в сентябре, затем сроки перенесли на октябрь. Теперь я и в этом сомневаюсь.
- Кто больше всего пострадал от отсутствия газа?
- В основном на пропане ездили «Газели» и грузовые автомобили, но было много и легковых. А пострадали в первую очередь маршрутки, они практически все ездили на газу. Поэтому и цена за проезд возросла. Если газа не будет и дальше, и маршруткам полностью придется перейти на бензин, думаю, проезд будет стоить еще дороже.
- А ваш бизнес несет большие потери?
- Конечно, у нас был стабильный спрос, была своя ниша рынка. Мы пытались развиваться, двигаться в том же направлении. Создали фирму, устанавливающую итальянское газовое оборудование на любые автомобили. А теперь просто опускаются руки: если на заправках не будет газа, кому нужно будет газовое оборудование?
- Сейчас есть желающие установить газовое оборудование?
- Какое там! Раньше в месяц мы устанавливали газовое оборудование на 50-70 машин. Это 2-3 машины в день. Существовала даже очередь, люди приходили по записи. А в сентябре не было ни одного звонка, ни одного любопытствующего, чтобы переоборудовать свой автомобиль.
- А можно ли ездить на другом газу, допустим, на метане?
- Ездить, конечно, можно, но это другая специфика, и есть очень много нюансов. Например, пропан – газ, полученный при переработке нефти, искусственно сжиженный и закачанный в цистерны. А метан имеет природное происхождение, и он газообразен. Поэтому для пропана нужен баллон, выдерживающий 16 атмосфер, а для метана - 160 атмосфер. Да и в Челябинске мало метановых заправок.
- Но все же они есть?
- Я боюсь ошибиться, в городе есть 2 или 3 такие заправки. Но метан более взрывоопасен. И если на 50 литрах пропана можно проехать 450 километров, то на метане в два раза меньше. А оборудование стоит в два - два с половиной раза дороже.
- У кого-то, кроме вас, в городе есть газ?
- Сейчас монополист ОблГаз, у него одна заправка, но туда очереди по 70 машин. Представляете водителя маршрутки, который, чтобы заправиться, простаивает очередь до трех часов ночи. А с утра «никакой» выезжает на свой маршрут, что тут говорить о безопасности пассажиров.
- Что вы собираетесь дальше делать?
- Ничего не осталось, как ехать за тысячу километров в Пермскую область, в город Чайковск. Там на нефтеперерабатывающем заводе есть сжиженный пропан. Но кто ездил, говорит, что топливозаправщики тоже стоят сутки или двое в очереди, чтобы заправиться. И отпускная цена с завода - 9 рублей.
- Если газ появится, цены на него снизятся или нет?
- Боюсь, что нет, ну может быть очень незначительно. Перерабатывающие заводы в два раза подняли цены. Из практики и личного опыта знаю, отпускные цены на заводах никто и никогда не опускает.
- Не пытались владельцы газовых заправок собраться и решить вопрос сообща?
- Да пытаться-то пытались, но не настолько мы крупные компании, чтобы кому-то диктовать условия. Большинство автомобилистов все равно ездят на бензине. А корпоративный дух поддерживают не все. Некоторые даже пытаются использовать ситуацию в своих корыстных целях.
- Каким образом?
- Кое-кто, возможно, заранее получил информацию, о том, что будет. Заблаговременно перечислил деньги на завод и привозит пропан на свои заправки по низкой цене. Продавать, соответственно, будет тоже, допустим, на рубль дешевле остальных. Так и подгребет под себя весь рынок.
- Можно ситуацию с газом назвать кризисной?
- Да, слово кризис можно применить в данных условиях. С 1998 года я не ощущал такой безысходности. Это еще раз доказывает, что предприниматели и бизнесмены в нашей стране должны рассчитывать на себя. От государства же можно ожидать только самого худшего.