RU74
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Челябинске

Погода+5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как 0

0 м/c,

744мм 52%
Подробнее
4 Пробки
USD 89,70
EUR 97,10
Авто Вячеслав Откин, руководитель городского такси «55555» (Миасс): «Наши люди на такси ездят и в булочную, и к соседу в гости»

Вячеслав Откин, руководитель городского такси «55555» (Миасс): «Наши люди на такси ездят и в булочную, и к соседу в гости»

У нас идет постоянная война с администрацией Челябинск в несколько раз уступает Миассу в количестве маршруток и таксиТаксистом работать опасно, поэтому у многих есть оружие Сейчас невозможно заниматься бизнесом, не нарушая законы

Так сложилось, что в Челябинске такси развито гораздо слабее, чем в областных городах. Поэтому интервью на тему частного пассажирского извоза решено было сделать с руководителем одной из фирм такси, работающих не в южноуральской столице. И вот она, журналистская удача! Набрав первый из известных мне номеров миасского такси: пять пятерок, я попала на человека, которого заурядным никак не назовешь. Стоит сказать только, что Вячеслав Откин по образованию музыкант, в прошлом работал в детском саду. 6 лет назад бывший музыкальный руководитель создал крупную фирму маршрутных и обычных такси и, будучи ее директором, сам ежедневно выезжает на линию в качестве таксиста. Кроме того, бизнесмен твердо решил бороться за пост мэра Миасса. Мы беседуем с Вячеславом Ивановичем о проблемах миасского такси и не только...

- Вячеслав Иванович, какое место Ваша фирма занимает на рынке частных такси города?

- Мы занимаем первое место на рынке Миасса. Я не хочу хвалить свою фирму, но на сегодняшний день «55555» – самое известное такси. 6 лет назад я организовал эту фирму, и 6 лет сам каждое утро выхожу на линию. Руковожу и сам работаю.

- Тяжело было организовать фирму?

- Было очень тяжело. На тот момент была сначала одна фирма, потом открылась вторая, в которой я работал водителем. Но мы не нашли общего языка с руководством, и я открыл свою. Тяжело было найти запоминающийся телефон. Все в это упиралось. Чтобы раскрутить фирму, нужно было очень много рекламы. Это сейчас люди даже в магазин на такси ездят, а тогда это было непривычным.

- Значит, ваши люди на такси в булочную ездят?

- И не только в булочную. Бывают и такие, кто вызывают к соседу съездить, доехать от одного дома до другого.

- Как вы пришли к идее открыть частное такси?

- По образованию я музыкант, педагог музыкальной школы по классу баяна. Когда пришел из армии, я создал духовой оркестр. Мы играли на похоронах. В то время у меня был машина. Ее я получил в 1987 году от работы как передовик производства. Я тогда был в детском саду музыкальным работником. Помните те времена? Тогда машину нельзя было купить. Ее выделяли передовикам, инвалидам и ветеранам. Мы получали ее в Челябинске в автосервисе. Отыграв на похоронах, я ехал на вокзал, и там калымил. Работал как бы незаконно. Потом пришла перестройка. Музыка стала никому не нужна. Чтобы выжить, я стал заниматься частным извозом. Появились первые кооперативы, в которых мы работали. Потом это все задушили, задавили налогами, и такси стало подпольным. Лет семь-восемь назад стали опять появляться легальные такси. И мы пришли в легальный бизнес. Теперь у нас такси, можно сказать, почти легальное. Потому что никакого полностью легального бизнеса у нас в стране нет. И не знаю, когда он будет.

- Ваше музыкальное образование помогает вам сейчас?

- Чтобы баллотироваться в мэры, надо быть артистом. Там же все клоуны. Когда занимаешься музыкой, вырабатывается усидчивость, настойчивость. Сейчас любой диплом можно купить. А музыкант выходит на сцену, и надо играть, тут уже не схалтуришь. Мы по 10-12 часов занимались. Вот это, наверное, и сказалось.

- Как вы пришли к идее стать мэром города?

- Знаете, вот бывает в жизни порыв. Смотрел на этот беспредел, который сегодня творится, видел, кто идет в мэры. Я даже новый термин ввел: «боголеповщина». Был фильм «Убойная сила», и там Боголепов раздавал курочек. Такое впечатление, что местные власти учились у него, как становиться депутатами или другие выборные должности занимать. Я так не хотел, чтобы они побеждали, но, увы, в жизни так получается, почему-то жулики всегда приходят к власти. Пытался с экрана об этом сказать. Сейчас ко мне в машину люди садятся, говорят: «Ты прав был» - «Ну, а что же вы не проголосовали?»

Но, увы, деньги делают свое дело. Когда в ход идут миллионы рублей, трудно бороться. Но все равно, на следующий год опять будем бороться. Может, через четыре года до многих дойдет, что нужно не за деньги голосовать, а думать, не продаваться за подачки. Кстати, у вас в Челябинске сейчас тоже эта подготовка к выборам идет. Даже смотреть противно. И власть ровным счетом ничего не делает. Только говорят, что нельзя, а на самом деле идет открытый подкуп. По крайней мере, из провинции это так выглядит.

- Как правило, за человеком, идущим во власть, стоит какой-то капитал.

- У нас так принято. А за мной никто не стоял. Я сам пошел, и сам вел предвыборную кампанию, на свои деньги. Если кто-то за мной будет стоять, значит потом надо будет отрабатывать. Получается, что народ не избирает, а его покупают. Дают ему подставную фигуру, и он голосует. Мне говорили: «Куда же ты идешь? Мы бы за тебя проголосовали, но ты непроходная фигура». Как этот стереотип сломать, я не знаю. Но будем пытаться со второго захода. Хотелось бы, чтобы получилось.

- Наше интервью получается больше не на автомобильную, а на политическую тему.

- А все взаимосвязано в жизни. Если нас душат, не дают работать, то хочется прийти во власть. У нас сейчас создан Союз предпринимателей Миасса. На следующий год мы даже хотим пойти в депутаты, чтобы на уровне города свою политику вести. У нас идет постоянная борьба с администрацией. Каждый раз ждешь какой-то удар, какой-то препон. Вот, вчера пришел подписать маршрут. Мне говорят: «А вы подпишите договор, что вы городу добровольно перечислите деньги. Если городу не перечислите, ничего не подпишем» - «Но это же незаконно» – «Ну, и что. Судитесь год-два. Все равно вы работать не будете. А подпишите – работайте».

Это государственный рэкет чистой воды. Как с ним бороться, я не знаю. Почему Сумин ничего не предпринимает, хотя мы несколько раз заявляли о том, что нужно убрать эти добровольные пожертвования. На этом идет чистая спекуляция. Куда уходят эти деньги, никто не знает. Если чиновник скажет: «Дай мне эти деньги в карман, а то не подпишу»,- его можно поймать, посадить. Но если он скажет: «Перечисли на этот счет», - его нельзя посадить. Но эти деньги потом уйдут тоже в карман. Вот такая отработанная схема поборов.

- В чем, на Ваш взгляд, главное отличие миасского такси от челябинского?

- У нас цены на порядок ниже. Если вы будете голосовать в Миассе, частник почти никогда не остановится. Можно уехать только на такси. А в Челябинске остановится любой частник. Я думаю, так исторически сложилось. Миасс в свое время был бандитским городом. Раньше часто были убийства и грабежи водителей. Поэтому у наших водителей уже в крови – не останавливаться. А цены у нас ниже, потому что очень жесткая конкуренция. На такой маленький город восемь контор. Для нас, может быть, это плохо, а для жителей очень хорошо, все довольны. В любое время вызови – машина через пять минут будет. Если скажешь: «Подъедем через 10 минут», клиент уже не ждет, возмущается, звонит в другую контору.

- Почему в Челябинске такси не так сильно развито? Там что, меньше предприимчивых людей?

- Вы видели, у нас на вокзале стоит группировка. Они никого из чужих таксистов на эту территорию не пускают. У них нет документов, но власть ничего не может с ними поделать или не хочет. Мы раньше тоже там стояли. А потом каждый открыл свое такси. Смотришь, что твой товарищ делает, и не хочется отставать. Сегодня сильно развито такси в Миассе и в Озерске. Эта «зараза» оттуда пришла, мы от них переняли и развили.

- А расширяться не хотите? Может, придете в Челябинск?

- У меня в Златоусте такси. А почему бы не попробовать в Челябинске? Мои конкуренты пытались открыть там маршрутное такси, потому что Миасс ими уже переполнен. Их тогда задушили, а теперь они опять пытаются это продвинуть. Челябинск в несколько раз уступает нам в количестве маршруток и такси. Так что там многое можно было бы сделать. Посмотрим, может быть, после этого интервью попробуем у вас открыться. Поживем – увидим.

- За каждой фирмой в Миассе закреплена своя территория?

- Да, город поделен. Это всех устраивает. Цивилизованная форма никому не нужна. Когда будет порядок – выживать будет очень тяжело.

- Когда интересы пересекаются, столкновения бывают?

- Да. Могут колеса проткнуть или еще что-нибудь сделать. Но чаще всего мирно расходимся. Серьезные конфликты между таксистами бывают редко. Работа опасная, только в этом году уже троих убили. Это всех объединяет.

- Как таксист может себя обезопасить?

- У многих есть оружие. У меня, например, есть зарегистрированная «Оса», в общем-то, хорошее оружие. Только не всегда успеваешь его достать. Тут уже кто как сможет. Кто-то с топором ездит. Я раньше тоже его с собой возил. В спорах приходилось доставать. Все было. Помню, как-то раз привез одних, а они мне обрез приставили. Я выхватил топор. Они почему-то не успели на курок нажать и бросились бежать. Я по деревне за ними с топором бегал. Больше я их не встречал, ко мне они не подходили.

- Как водители поступают с теми пассажирами, которые пытаются уйти не заплатив?

- Кто-то не заплатил, ушел, а кто-то получил за это. Недавно был случай у одного моего водителя. Ему раз не заплатили, два. А на третий он просто побил проходимца. Оказалось, таксист бывший боксер. Милиция подъехала: «Будете заявление писать?» - «Нет, не буду». Вот так. Они только силу понимают. А Миасс – это большая деревня. Раз не заплатил, больше его никто и не повезет. Мы ведь почти всех клиентов в лицо знаем. И они нас выбирают. Если одному водитель раз нагрубил, он уходит в другую фирму.

- У каждой фирмы есть свои постоянные клиенты?

- Конечно, у каждой фирмы и даже у каждого водителя. Бывает, звонят: «Нам Первого». Иногда даже ждут, пока он освободится. Бывают такие преданные клиенты. Это мы поощряем.

- Как вы водителей к себе на работу набираете?

- Сначала беру, а потом в течение месяца смотрю, что за человек, как он работает. Вот недавно двоих взял. Три дня поработали. На третий день они мне машину перегрели, выручку забрали и пировать. По сей день их найти не могу, всё пьют. Мы с ними уже расстались, но мне бы их поймать, как пропьются, в глаза посмотреть. Бывают и такие клоуны. Сначала никак не определишь. Россия спивается, хотя об этом почему-то сейчас мало говорят, закрывают на это глаза. А найти хорошего работника сегодня – большая проблема. Пьяницы в такси нам не нужны.

- У вас работают водители со своими машинами?

- Да. Если закупить машины и посадить на них водителей, такси будет убыточным. Проконтролировать их практически невозможно. В советское время так было в таксопарках. Водитель получал новую «Волгу», через неделю колеса и запчасти уходили на его личную машину. Это невыгодно. А когда человек работает на своей машине, то сам у себя он воровать не будет. Он будет следить за своей машиной.

- Как вы боретесь с воровством водителей?

- У меня, конечно, можно своровать. Но я сам за рулем. Можно раз – два урвать. Но мы ни с кем не нянчимся. Если что-то узнаем, то с человеком тут же расстаемся. Так что это становится дороже. У нас такие условия, что каждый водитель работает на себя.

- Почему, будучи директором крупной фирмы, вы еще сами работаете таксистом?

- А это уже стиль жизни. Раньше мне говорили: «Если ты станешь мэром, то как ты будешь водителем на такси ездить?» Я отвечал: «Ну, как? С утра подписал распоряжения – и на линию, работать». Это как наркотик. Нужно с утра встать и за руль. Если машина где-то в ремонте, то я себе места не нахожу. Мне утром надо сесть за руль. Тут же общение, проблемы, без этого никак.

- Хороший таксист, наверное, должен быть еще и психологом. Вы сразу понимаете, что за человек к вам в машину садится?

- Да. Даже когда пассажир еще только подходит, уже видно, что это за человек. Сразу понимаешь, как себя с ним вести. Однажды ко мне в машину сел мужчина, начал рассказывать: «Вот с женой поругался» - «Что, она такая стерва?» - «Да нет, я такой дурак». Мы с ним прокатались часа три-четыре. Он ушел. Девушка садится: «Я с мужем поругалась» - «Он сволочь?» - «Да нет, это я такая дура». И рассказывает мне ту же самую историю. Я говорю: «Так я же его только что катал! Он переживает». На следующий день подходят вместе: «Спасибо! Ты нас помирил». Это было три года назад. А недавно их опять встретил, у них уже ребенку три года.

- А забытые в такси вещи владельцам возвращаете?

- Стараемся возвращать. Я как-то парня в Кусу отвозил. Он шапку в машине оставил. Я не знал, куда возвратить. Она так дома у меня и лежала. Года через полтора звонок в дверь. Стоит этот парень, объясняет, что как-то забыл у меня свою шапку. Я говорю: «Вот она лежит, бери». Сотовые телефоны часто оставляют. Стараемся возвращать, если знаем, куда. Бывает, что люди сами к нам подходят, спрашивают. Если я узнаю, что какой-то водитель не вернул вещь – мы с ним расстанемся.

- На дальние маршруты вашим водителям приходилось ездить?

- В Ленинград был заказ. Я в Казахстан в Петропавловск раз одну цыганку возил. Приехали в табор, цыганка расплачиваться отказалась. Надо было силу показать, они только это понимают. Но потом ничего, расплатились и даже машину помогли сделать. В Свердловск часто бывают заказы. В Челябинск практически каждый день.

- Там с местными таксистами не сталкиваетесь?

- Нет. Мы же там не стоим. Я как-то раз пытался с аэропорта пассажира взять, там сразу бригада подошла. Я тогда наивный был, это еще в начале перестройки было, тогда только газовое оружие появилось. Но и они не дернулись, и у меня хватило ума не стрелять. Я взял клиентку по пути и уехал. Иногда бывает, из Челябинска нас заказывают. Это, как правило, постоянные клиенты. Мы подъезжаем, встречаем.

- То, что вы нынешнему мэру города составляли конкуренцию на выборах, на вашей сегодняшней работе не отражается?

- Было такое. После выборов такси пытались душить. Начались облавы, штрафы от налоговой. Мне говорили: «Теперь твое такси будет закрыто». Но после жесткого мужского разговора мэр дал мне слово, что фирму не закроют. Пока его держит. Теперь еще бы маршрутки не душили. Потому что у нас сейчас война с маршрутками идет. До смешного доходило. Администрация хотела провести конкурс, определяющий, кому работать, а кому не работать. Тогда в следующий раз можно проводить конкурс на то, кому жить, кому не жить. Союз миасских предпринимателей выступил против. Этого мы не допустили. Тогда они сказали проще: «Платите деньги и работайте». Мы сейчас ничего не платим и работаем. И документов тех нет, которые они просят. Полная анархия. Нас бросает из одной крайности в другую: или чиновничий беспредел, или анархия. А в принципе, это одно и то же.

- И много нужно было заплатить?

- 50 копеек с рейса. На первый взгляд, кажется, мало. Но когда посчитали, получилось 10-15 тысяч в месяц. Такая политика властей не даст никому развиваться. Хотя недавно администрация пригласила предпринимателей: «Давайте жить дружно, давайте ваши предложения». Выборы-то скоро. Теперь они полюбят и бабушек, и дедушек, и предпринимателей. А как выборы пройдут – опять про малый бизнес забудут. Надо использовать момент, отвоевывать свою позицию.

- Какие еще проблемы приходится решать директору частного такси?

- Проблемы с утра до вечера. Когда предприятие открывается, появляется так называемая «крыша». Но у меня ее, слава Богу, не существует. Когда я на мэра баллотировался, одна бабушка мне сказала: «Сынок, ты мне крышу отремонтируй». На что я ей ответил: «Бабушка, когда я буду мэром, я крыши вообще ликвидирую». Не знаю, поняла она мои слова или нет, это другой вопрос. Потом еще такая проблема: честно вообще нельзя работать. Все предприниматели работают получестно. Но пока мы держимся крепко, все решаемо.

- Как вам удалось избежать «крыши»?

- Просто у меня есть друг, который работает в структуре, которая эти крыши «мочит», наводит порядок. Еще есть порядочные люди. Есть отморозки, а есть милиционеры, которые занимаются своим делом. Их мало, но они есть. Благодаря этому пока и существует наше государство. На каждую силу находится другая сила.

- С чем проблем сейчас больше: с маршрутками или такси?

- С маршрутками. Там больше денег крутится, больше конкурентов. Проблемы с администрацией и между собой. Представляете, на город 300 маршруток! У нас машины идут через каждую минуту. Для жителей это очень хорошо, а для нас… Цены такие, как в троллейбусе: 5 рублей. Только на Машгородок – 10. И то, наверное, сейчас посмотрю-посмотрю и тоже сделаю по 5 рублей. Тогда общественному транспорту вообще плохо придется. Он и так уже угроблен безабонементным проездом, который раньше у нас был. Сейчас, я вообще не знаю, как такие троллейбусы на линию выпускают. Сейчас у нас нет ни одного исправного троллейбуса. Они, конечно, пытаются маршрутки сделать крайними. Вот в Москве была кампания против маршруток, потому что из-за них происходят аварии. Но в каком состоянии находится городской транспорт: антисанитария, грязь! Тут и до беды недалеко.

- В Челябинске проезд в маршрутном такси стоит 8 – 10 рублей. А вы возите по 5. Это рентабельно?

- Рентабельно. За 10 рублей маршрутка везет 3- 4 человека. А за 5 рублей сядут те, кто обычно на общественном транспорте ездит. В «Газель» вмещается 13 человек. Вот уже 65 рублей. Но ведь не все до конечной остановки едут. Один сошел, другой сел. Выручка получается минимум 100 – 120 рублей.

- А миасские маршрутки возят пассажиров стоя?

- У нас эта проблема решается сама собой. Бешеная конкуренция, такси ездят полупустыми. Бывают, конечно, такие водители, в семье не без урода. Так за этим должна ГАИ следить, а не сидеть в кустах и заниматься поборами.

- Челябинская администрация считает своей заслугой небольшое количество маршрутных такси в нашем городе. По их мнению, это позволяет избегать серьезных аварий.

- Конечно. Вот у вас миллионный город. Представляете, если сейчас всех пересадить и оставить пять человек, тогда преступности совсем не будет. То же самое и с маршрутками. Это не от большого ума. Если маршрутка одна, то аварий, конечно, будет меньше, чем если их триста. А если посмотреть в процентном соотношении, то это уже интереснее. Одна маршрутка – сто процентов аварий. Это идет обычная спекуляция. Чиновникам надо же свой хлеб отрабатывать. Они пытаются сохранить общественный транспорт, свои карманы набить. Говорят о каком-то порядке, а это разве хорошо, когда в большом городе нельзя уехать?

- Челябинские маршрутники жалуются на вмешательство в дела административного аспекта. Лучшие маршруты получает тот, у кого связей больше. А как с этим дело обстоит в Миассе?

- В Челябинске этот беспредел больше. А мы в Миассе отстояли, чтобы маршруты выдали всем желающим. Чиновников к этому пирогу мы не пустили. А в Челябинске все решают свои люди, и нет таких сил, которые могли бы этому противостоять. Хотя это незаконно. Вы получили лицензию, пришли к чиновнику, и он вам обязан выдать разрешение.

- Автогражданскую ответственность у всех водителей застраховали?

- Не у всех, но уже страхуем. Вот еще лишний препон: для такси ставка больше, чем для обычного автомобиля. Значит, будут уходить с такси и подпольно работать. Опять деньги не будут в бюджет поступать. Я считаю, ставка должна быть у всех одна. У такси даже не больше должна быть, а меньше. Ведь там работают водители с большим опытом, у них аварий намного меньше.

- В каком направлении вы планируете развивать свою фирму дальше?

- Сейчас надо эти позиции удержать. У меня сейчас 55 машин, надо бы еще машин 20. Спрос очень большой. Заказов сейчас столько, что мы не успеваем на все, они срываются.

- Какими качествами должен обладать человек, решивший открыть свое дело?

- Наверное, ничего не бояться. В свое время Лебедь в предвыборной кампании сказал, что надо идти напролом. И здесь надо идти напролом. Если где-то споткнулся, испугался, тебя задавят. На блюдечке тебе никто ничего не принесет. А еще знаете, почему у нас не все люди бизнесом занимаются? Это мое открытие. У нас же люди в основном законопослушные. А заниматься бизнесом и не нарушать наши законы невозможно. Если бы законы были другие, то бизнесменов было бы гораздо больше, и все быстрее бы развивалось. Надо просто работать, не обращая ни на что внимание.

- С чего начнете, если станете мэром города, дадите зеленый свет всем частным такси?

- Наоборот, конкурентов уберу. (Смеется.)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления