Авто Алексей Заварухин, директор группы АЗС «Мост»: «Чтобы окупиться, АЗС просто вынуждены держать высокие цены»

Алексей Заварухин, директор группы АЗС «Мост»: «Чтобы окупиться, АЗС просто вынуждены держать высокие цены»

Ослиной мочой бензин больше не разбавляют – времена не те!Концентрация АЗС на одном «пятачке» ведет только к повышению ценыУ всех челябинских заправок время от времени бывает скверный бензин и не их это вина

Кто из автовладельцев не хотел бы вкусно, недорого и вдоволь кормить своего любимого «железного коня»? Речь, конечно, идет о бензине. К сожалению, иногда этот корм бывает явно не в коня: машина от него может и ослабеть, и из строя выйти. Дешевым его тоже не назовешь: по сравнению с «соседями», Е-бургом и Курганом, в Челябинске нефтепродукты стоят дорого. И еще: нет у автовладельца никакой уверенности, что с заправки он увезет именно столько бензина, за сколько заплатил, а не меньше. Это самые очевидные проблемы, с которыми водитель может столкнуться, наверное, не только в нашем городе.

Впрочем, в Челябинске сегодня столько АЗС разных компаний, что автовладельцы могут не просто выбирать лучшую, но и позволять себе при этом небольшие капризы, прихоти. Например, посещать исключительно те заправки, где пистолет в бак вставляют блондинки. Или спортивные мальчики. Кому что ближе. А если однажды нарвешься на хамство, плохой бензин или обман – в другой раз демонстративно проедешь заправляться на 200 метров дальше, к другой АЗС. В надежде, что там будет лучше…

О том, что представляет из себя Челябинск «автозаправочный», мы решили поговорить с директором группы АЗС «Мост» Алексеем Заварухиным.

- Алексей, какие компании, вообще, представляют свой бензин в Челябинске?

- Основная и самая большая компания – «ЛукОйл». На втором месте я бы назвал фирму «Татнефть». Примерно на том же уровне находится компания «Сибнефть», которая объединилась не так давно с сетью АЗС «Старый Соболь». Дальше идут на одной позиции АЗС «Спартак», «Прайс» и «Мост». Хотя, конечно, по узнаваемости «Спартак» среди них впереди.

- Вероятно, цены диктует лидер рынка?

- Я сейчас расскажу, кто их диктует! Существует определенная рыночная цена на бензин. Она включает его стоимость, налоги, аренду, зарплату сотрудникам компании, торговую наценку и так далее. Ходили слухи, что «ЛукОйл» может устроить демпинг (массовое падение цен на топливо). То есть в течение года компания будет продавать бензин в Челябинске без торговой наценки, и, соответственно, без прибыли для себя. В таком случае, мелкие АЗС тоже перестали бы зарабатывать. Владельцы бы начали продавать, а «ЛукОйл» покупать их по низкой цене. Чтобы избежать проблем с антимонопольным комитетом, скупать АЗС компания может через подставных лиц. По документам они будут принадлежать разным людям, но фактически у них будет один хозяин. Но компания «ЛукОйл» на это не пошла, хотя она и занимает у нас ведущее положение. Дело в том, что ведь есть еще участники рынка за пределами области. Как только они узнают, что в Челябинске продаются дешевые АЗС, на другой же день прилетит из Москвы руководство «Сибнефть», «Роснефть» и тоже начнет их скупать. В таком случае «ЛукОйл» ничего не выиграет, только потеряет возможную прибыль. Поэтому компания в своих ценах и ориентируется на рыночную стоимость бензина. Вообще, «ЛукОйл» - достаточно консервативное предприятие. Его руководство скептически относится к скидкам, ведь компания и так зарабатывает нормально, чтобы развиваться динамично: у них много АЗС, хорошие госзаказы… Мелкие же компании, ради успешной конкуренции, потихоньку могут вводить скидки.

- То есть, в принципе, компании поддерживают некую среднюю цену, которая всех их устраивает…

- Да. И скидки у всех одинаковые, и изменение цен происходит практически одновременно. В Челябинске нет своих производителей бензина, поэтому компании, как правило, покупают бензин в Уфе или Омске. Редко кто может купить его по цене ниже рыночной оптовой. Вот сейчас прошло повышение на 50 копеек за литр «благодаря» инфляции, изменению исчисления акциза на нефтепродукты, началу сезона посевных работ и многих других причин. Пройдет месяц-два, и цены вырастут еще - это плановые повышения. В принципе, владельцы заправок имеют запас, чтобы уменьшить свою прибыль и не поднимать цены резко.

- Если компании покупают бензин, в общем-то, у одного круга поставщиков, значит, на заправках разных компаний он не должен различаться по качеству?

- Не все так просто. Как мы, например, выбираем поставщика? Смотрим, у кого сегодня подешевле, там и берем. Второй наш ориентир – это качество. В России, в принципе, бензин плохой. Вот Омский нефтеперерабатывающий завод более-менее качество вывел. «Сибнефть» закупила современное оборудование, теперь у них очень высокое качество бензина. Но и срывы тоже бывают. Иногда отличный бензин дает Уфа, хотя и оборудование на заводах еще с советских времен осталось… Раз на раз не приходится. У нас есть своя лаборатория, чтобы оценить качество, - так мы и выбираем. Играет роль и способ доставки. В последнее время часто бензин закупают бочками – так лучше, чем с помощью «трубы» - больше уверенности, что продукт придет неразбавленным.

- А как насчет «разбавления» бензина непосредственно на АЗС?

- Прежде, чем продукт дойдет до конечного потребителя, он может быть не раз испорчен умышленно и неумышленно. Первое встречается не часто, обычно при хищении, которое сопровождается разбавлением. Конечно, не ослиной мочой – времена не те! Как правило, высокооктановый бензин «разводят» низкооктановым. Например, девяносто второй - семьдесят шестым, а девяносто пятый – девяносто вторым. Теперь о «неумышленных» случаях. Могут, например, свою роль сыграть климатические условия: если днем влажно, ночью холодно, то на стенках емкости образуется конденсат. На следующее утро он становится водой и стекает в бензин. Плюс, грязь попадает в емкости с бензином… Есть специальные машины для их очистки от осадка, воды, пыли, грязи. Но ими владеет лишь «ЛукОйл» и наша компания. Другие фирмы нанимают такие машины только в экстренных случаях. В итоге людям бензин выходит очень низкого качества. Впрочем, они хорошего и не видали, потому что его отродясь не было в России!

- Но ведь есть же какие-то ГОСТы для топлива?

- У нас была одна ситуация (не в Челябинске!): один оператор разбавил 92-й бензин 76-м. Мы хотели его привлечь к уголовной ответственности. Но когда отдали бензин на анализ, нам сказали, что он соответствует ГОСТу. Мы удивились: «Он же разбавлен 76-м в пропорции 1:10!». А нам ответили: «Ну и что, все равно соответствует». Рамки у стандартов слишком широки. Машина, может, не поедет на таком топливе, зато оно удовлетворяет требованиям ГОСТа!

- Значит, понять, хорош ли бензинчик, можно лишь по реакции машины?

- Все водители чувствуют именно по машинам. И недовольные, как правило, перестают ездить на ту заправку, где наткнулись на сильно некачественный бензин. Есть, например, группа людей, которые говорят, что у «Татнефти» плохой бензин и пахнет орехами. Есть люди, которые не заправляются у «ЛукОйла», а принципиально едут только на АЗС «Спартак»… Но это не правильно. У всех фирм в Челябинске, у всех, говорю (потому что знаю!), бывают промежутки времени, когда приходит партия плохого бензина и бывает, когда хорошего. Любой переработчик может выпустить отличное топливо, но он же из другой нефти или по иным пропорциям может сделать скверное.

- Насколько иномарки чувствительны к скверному российскому бензину?

- Да так же как «десятки»! У меня машина «Ауди А-6», к бензину неприхотливая. Хотя за границей бензин гораздо лучше, но иностранные фирмы делают автомобили, если не всеядные, то, по крайней мере, способные выжить и на российском топливе. А вот отечественные машины более чувствительны: чуть что и сразу датчик холостого хода, датчик воздушно-дроссельной заслонки и другие датчики «вылетают»… Причем, эффект моментальный: плохой бензин ощущается уже через 20 метров после заправки. У иномарок иначе: через годик оп! - что-то сломалось.

- А как вы относитесь к заправке газом?

- Это дешево, но газ снижает мощность двигателя. Потом, износ двигателя очень сильный: километр за два можно считать. Сейчас начинают выписывать много мест под газовые заправки. Говорят, это большая конкуренция бензину, но, по-моему, нормальный водитель на газу ездить не будет. Все, что сэкономишь на заправке, отдашь на ремонт двигателя.

- Чем АЗС может завоевать «своего» клиента?

- У нас как начали заправки делаться? Сначала поделили места под заправки. Хоп-хоп - строить больше нигде нельзя! Теперь нужно за клиентов биться. Похватали заказы от государства и крупных предприятий. Теперь нужно привлекать частных водителей. Как человека привлечь, чтобы он машину заправлял на твоей заправке? Дизайном. Вот сейчас как раз идет время борьбы за внешний облик АЗС. Года через два он будет вполне европейским. Дальше начнет развиваться сервис и улучшаться качество бензина. Но сейчас люди склонны связывать качество бензина именно с дизайном заправки. Им кажется, топливо лучше там, где чисто, красиво, современные колонки… Хотя это не отвечает истине в 60-70%. Наша компания пока в дизайне АЗС отстает, зато мы уже перешли на этап высокого качества топлива, недаром у нас и нефтеинспекция – орган, который призван следить за качеством бензина - заправляется.

- И все-таки, какие виды сервиса доступны сегодня на АЗС?

- Сервис пока на низком уровне. Среди дополнительных услуг на АЗС можно назвать возможность разных форм оплаты: через карты «Золотая корона», VISA, Master-Card и другие – это сейчас все предлагают. Еще сейчас в моде мальчики и девочки-заправщики, которые пистолет в бак вставляют. Бесплатно, конечно. Они могут иногда стекло протереть, воды в бачок для лобового стекла добавить, тосол долить… Мы запрещаем им брать чаевые от водителей, потому что они получают хорошую зарплату за свою работу. Их рабочий день стоит от 100 до 200 рублей. Жаль, что клиенты практически не пользуются книгой жалоб на АЗС. Сейчас идет борьба с хамством операторов и заправщиков.

- Алексей, давайте заглянем на «кухню» АЗС: можно ли устроить «недолив» бензина с помощью счетчика?

- Официально, по ГОСТу, мы имеем право не доливать 50 мл на 10 л, то есть около половины стакана на двадцатилитровый мерник. Кроме того, бензин имеет плотность, которая меняется от температуры. Допустим, объем, который при нуле градусов составляет 10 литров, при минус тридцати будет всего 9,9 литра, но большей плотности (я цифры называю лишь примерно, чтобы просто было видно соотношение). Как известно, чем выше плотность бензина, тем меньше его расход. Поэтому и существует «температурный» недолив: зимой в бак заправляем обычно меньше бензина, а летом больше. Вес же его практически не меняется. Старые отечественные колонки типа «Нара» легко регулируются на недолив. Раньше это практиковалось. Например, на них можно было подать ложный импульс: когда в бак залито только девять литров, счетчик перещелкивал на 10 л. Еще можно было поставить иголку шприца в патрубок от емкости до колонки. Эта игла «подсасывала» воздух, например, литр на девять литров бензина. Но ведь это мошенничество, уголовная статья! Последние года полтора недолив почти не практикуется, особенно с появлением современных колонок и программ. Сейчас на большинстве заправок (у фирм «ЛукОйл», «Мост» и других) установлены колонки фирмы «S-Bench». Они устроены по европейским стандартам качества так, что их нельзя отрегулировать на недолив. Даже на те 50 мл, что разрешены законом. Но такие колонки стоят дорого – по 20 000 долларов за штучку. Так что появились и подделки: в два раза дешевле, практически неотличимый дизайн и «начинка», которая позволяет настраивать «недолив». Такие деньги - существенная экономия при реконструкции заправки. И мы, и «ЛукОйл» предпочли бы лучше купить «упрощенную» модель, но на тот момент были только крутые «S-Bench». Зато теперь мы можем хвалиться! В частности, фильтры, установленные на нашем оборудовании позволяют теперь задерживать до 96% грязи и 100% воды при заправке автомобиля…

- Город, кажется, уже просто кишит всевозможными АЗС, но цены у нас все-таки выше, чем в Екатеринбурге и Кургане. Чем это объяснить?

- И в Кургане, и в Е-бурге количество АЗС ограничено. Мало того, их гораздо меньше, чем в Челябинске (хотя, например, наш город меньше Екатеринбурга). Наши чиновники порой готовы подписать место под АЗС, где угодно. Неважно, что там уже есть одна заправка, а может и не одна… Зачем нужны «пятачки», на которых теснятся по семь заправок (а такие в городе есть!)? Так создается жуткая конкуренция на рынке. Чтобы окупиться, АЗС просто вынуждены держать высокие цены. Я слышал, что в Екатеринбурге, например, глава города постоянно собирается с предпринимателями, чтобы обсудить ситуацию на рынке. Там никто лбом компании не сталкивает.

- Отразится ли на состоянии внутреннего «бензинового» рынка России война США и Ирака?

- Конечно, и такая ситуация нам не нова. Экспортные цены на бензин, как правило, выше внутренних, поэтому выгоднее продавать топливо за рубеж. Ирак – один из основных поставщик нефти в Европу. Если он уйдет с рынка, появится пустота, которую начнут стремительно заполнять другие страны-поставщики нефти. Так и Россия все ресурсы отправит на внешний рынок. На внутреннем же возникнет дефицит, оптовые цены поднимутся. Соответственно, и владельцы АЗС будут вынуждены в этой ситуации поднять цены.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления